23. Требования к разработке бизнес-планов.
В зависимости от целей, которые стоят перед Вашим бизнесом, назначение бизнес-плана может различаться. Поэтому еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов, к которым относятся:
определение общих целей бизнес-плана;
определение того, что именно руководители фирмы хотят получить;
определение подхода к данному процессу;
формулирование ключевых положений, на которых будет строиться бизнес-план;
определение конкретных целей (поддающихся количественному анализу), которые потом будут обоснованы в бизнес-плане;
анализ прошлых успехов и неудач.
Выбрав стратегию достижения поставленной цели, можно приступать к исполнению плана на бумаге. На этом этапе уже собрана вся необходимая базовая информация, от которой первоначально зависит детализация и структура бизнес-плана. Собранная информация обрабатывается и оформляется в план, который должен быть доступным в изложении, точным и детально проработанным, создающим реалистичную картину выполнимости поставленной в нём цели.
Начальные стадии подготовки стратегий наиболее важны – именно они будут определять всю дальнейшую работу над бизнес-проектом. Здесь особое внимание стоит уделить достоверности полученных данных, так как, использовав неверную информацию, придётся пересчитывать огромное количество показателей во многих разделах бизнес-плана.
Поэтому главная неопределенность вытекает из возможных погрешностей и ошибок в исходных данных. Неправильная оценка емкости рынка, допустимого интервала цен на продукцию, себестоимости, эффективности маркетинговых мероприятий и т.д. могут привести к формированию неправильных выводов и завышенной оценке финансовых показателей проекта. Последствия таких ошибок, как правило, весьма печальны.
Сбор исходной информации является - один из наиболее ответственных этапов бизнес-планирования. Обычно он связан с определенными (иногда немалыми) затратами. Тем не менее, если инвестор серьезно рассматривает возможность вложения средств в проект, ему не стоит экономить на сборе достоверных исходных данных – в противном случае реализация проекта может обойтись ему слишком дорого.
Помните: разработка бизнес-плана – всегда итерационный процесс, подразумевающий постоянное внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки, о которых ещё пойдёт речь.
Основное назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям открыть новое дело и получить для выполнения проекта необходимые производственные ресурсы и в первую очередь денежные средства.
Привлечение серьезных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования показателей, особенно финансовых, с учетом существующей степени риска – и не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. В связи с этим для получения адекватных показателей особенной проработке подлежат следующие вопросы:
какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и/или зарубежный рынок;
каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнеса;
сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
каковы будут издержки на организацию производства (оказание услуг) и реализацию продукции (услуг) на соответствующих рынках;
какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
Определить срок составления окончательного варианта бизнес-плана - тоже немаловажная процедура, так как, учитывая скорость изменения экономических показателей, сбор данных по проекту может продолжаться сколь угодно долго. Четко очерченным временным срокам, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается, менеджеры проекта должны уделять особое внимание. Это в первую очередь касается инвестиционных проектов, где сбор данных и их корректировка должны быть завершены к установленному периоду времени.
Бизнес-план в отличие от других внутрифирменных планов, имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы. Однако делать временной запас необходимо при написании любого бизнес-плана, так как почти наверняка на его разработку потребуется больше времени, чем планировалось вначале.
Непосредственное участие в разработке бизнес-плана самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы – сегодня необходимое условие, несоблюдение которого вызывает недоверие к проекту со стороны инвесторов. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке бизнес-плана своего предприятия способствует выработке реальной стратегической и оперативной цели. Без сомнения, это обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта.
К работе по созданию бизнес-плана старайтесь привлечь как можно больше участников, создавая при этом диверсифицированную по потокам информационную сеть. Также, прежде чем готовить свой план, рекомендуется ознакомиться хотя бы с несколькими уже реализованными бизнес-планами. Это позволит максимально адаптировать Ваш бизнес-проект к окружающему его экономическому климату.
И ещё: забудьте о западных методиках бизнес-планирования. Самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию без адаптации к специфике российской деловой среды, особенностями которой являются:
законодательная база;
система подзаконных нормативных актов;
система стандартизации;
нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно-управленческой документации;
обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не оговоренные в законодательстве и, возможно, вообще не зафиксированные в каких-либо документах.
- 1. Понятие инновационной деятельности. Её роль во внешнеэкономической деятельности предприятия.
- 2. Понятие инновационного производства.
- 3. Стратегия инновационной деятельности предприятия.
- 4. Формирование общих целей инновационных стратегий.
- 5. Типы инновационных стратегий.
- 7. Основные принципы организации инновационной деятельности
- 8. Организация отдельных стадий инновационной деятельности.
- 9. Организация технико-экономической разработки нововведений.
- 10. Внедрение, освоение и распространение нововведений.
- 11. Организация исследований и разработок в инновационном процессе.
- 12. Методика расчёта показателей финансовой эффективности.
- 13. Пути выхода предприятий на внешний рынок за счёт повышения инновационной активности и расширения диапазона инвестиционной деятельности.
- 14. Определение бизнес-плана. Его роль в современном предпринимательстве.
- 15. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
- 16. Цели, задачи и функции бизнес-планирования.
- 17. Участники процесса бизнес-планирования.
- 18. Общие требования к бизнес-планированию.
- 19.Организация процесса бизнес-планирования.
- 20.Основные разделы бизнес-плана.
- 21.Классификация бизнес-планов.
- Мини бизнес-план
- Рабочий бизнес-план
- Презентационный бизнес-план
- Электронный бизнес-план
- 22.Алгоритм составления бизнес-плана.
- Пример резюме бизнес-плана вышеозвученной интернет-радиостанции
- Финансовый план
- Производственный план
- Административно-организационный план
- 23. Требования к разработке бизнес-планов.
- 24. Структура, функции и содержание бизнес-планов.
- 25. Стратегическое и инвестиционное планирование.
- 26. Финансовое планирование.