24. Структура, функции и содержание бизнес-планов.
Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ. Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов, по существу, остается практически неизменным, хотя по форме может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.
Основные информационные разделы бизнес-плана:
1. Концепция, обзор, резюме.
2. Описание базового предприятия.
3. Описание продукта.
4. Анализ рынка, маркетинг и продажи.
5. План производства.
6. Организационный план.
7. Окружение и нормативная информация.
8. Финансовый план.
9. Риски проекта и их минимизации.
10. Календарный план реализации проекта.
Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа, который должен обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно четко и кратко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.
После титульного листа должно находиться оглавление, отражающее структуру бизнес-плана. Это номенклатура разделов или параграфов. В любом случае оглавление должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами.
В разделе «Концепция, обзор, резюме» указывается все самое главное – информация, дающая представление о проекте и кратко обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие проект:
• название, автор, версия бизнес-плана;
• собственник, срок проекта;
• суть проекта;
• цель проекта;
• задачи проекта;
• показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эффект);
• гарантии возврата инвестиций;
• критические для успеха элементы;
• ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования;
• аннотация (краткое описание проекта).
Указываются задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта.
В приоритетном порядке указываются направления деятельности компании, по каждому направлению определяются целевые рынки и ответственные лица. Формулируются основные цели проекта, а также его конкретные задачи.
РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОПИСАНИЕ БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
Этот раздел должен присутствовать, если бизнес-план предназначен для внешних пользователей и планируемый проект осуществляется на уже существующем предприятии (базовом предприятии).
В разделе указываются следующие основные данные о предприятии (фирме, компании, организации):
• название;
• организационно-правовая форма;
• форма собственности;
• структура собственности;
• месторасположение (карта), транспортные магистрали;
• почтовый адрес;
• Интернет-сайт;
• электронный адрес;
• руководство (ФИО, возраст, должности, квалификация, краткая характеристика, фото, доли участия в капитале);
• уставный фонд;
• краткие финансовые показатели за последнее время (оборот, активы, прибыль);
• банковские реквизиты (рублевые и валютные счета, депозиты);
• лицензии, сертификаты, разрешения и т. д.;
• история развития, основные этапы, основные достижения и неудачи;
• инфраструктура предприятия (связь, транспорт, социальные объекты);
• основные средства (недвижимые и движимые);
• расположение недвижимости;
• нематериальные активы, ноу-хау;
• уровень технологии;
• оборотные средства;
• инвентарь;
• оценка залоговых средств;
• персонал, средняя численность, оргструктура;
• описание бизнес-процессов;
• поставщики (расположение, характеристика);
• продукция;
• рынки сбыта (расположение, характеристика);
• отношения с властью, наличие государственной поддержки;
• существующие проблемы;
• стратегические и тактические цели, планы их достижения;
• преимущества и недостатки, возможности и угрозы.
Перечисленные пункты указываются в соответствии с потребностями и целями бизнес-плана.
РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА (ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ, ИЗДЕЛИЯ)», «АНАЛИЗ РЫНКА, МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ»
В разделе «Описание продукта» необходимо описать продукт (продукцию, услуги, изделия) и показать его полезность потребителю.
В качестве характеристик продукта указывают:
• функциональное назначение продукта; • примеры использования продукта; • соответствие продукта принятым стандартам; • технологичность, универсальность продукта; • стадия разработанности продукта в текущее время; • требования к контролю качества продукта; • требования к подготовленности пользователей (потребителей); • требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей (потребителей); • условия хранения и транспортировки продукта; • возможности дальнейшего развития (доработки) продукта.
Кроме характеристик самого продукта при его описании целесообразно раскрыть: 1) возможные технологии (способы) производства продукта; 2) себестоимость единицы продукта в зависимости от объемов и способа производства; 3) требования по лицензированию и сертификации производства продукта; 4) особенности патентно-лицензионной защиты продукта; 5) требования к исследованиям по разработке и совершенствованию продукта; 6) анализ продукции конкурентов; 7) конкурентные преимущества и недостатки продукта по сравнению с продукцией конкурентов.
В разделе «Анализ рынка, маркетинг и продажи» освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения продукции до потребителя (по каждому продукту). Описываются три основных массива информации:
1) характеристика рынка;
2) план маркетинга (стратегический маркетинг);
3) план сбыта (продаж).
При характеристике рынка раскрываются: а) отраслевая ситуация; б) производители (конкуренты в России и за рубежом) – объемы, цены, доли, качество продукции, запас прочности, уровень технологии, финансовое положение, сильные и слабые стороны, возможная реакция, прогнозы; в) рынки – объемы, цены, условия экспорта, история, тенденции, прогнозы, сегментирование, прогнозы; г) потребители (покупатели) – фирмы, расположение, требования к качеству, условиям поставки, мнение о продукции, прогнозы, контракты; д) специфические особенности рынка (трудности доступа и др.).
В плане маркетинга раскрывается информация по стратегии и тактике достижения целевых мест и доли на рынке: общая стратегия маркетинга, принятая на фирме; • конкурентные преимущества и недостатки фирмы на рынке; • методы стимулирования роста объемов продаж; • методы и формы рекламной кампании; • связи с общественностью и формирование общественного мнения о продукции и фирме; • организация послепродажного обслуживания клиентов, сервисное и гарантийное обслуживание.
План сбыта включает в себя:
• ценовую политику, методы и схему ценообразования и установления гарантийного срока;
• формы организации сбыта, схему реализации товара, условия оплаты;
• политику скидок;
• политику определения уровня запасов.
РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА «ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА», «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН»
В плане производства основное – убедить потенциальных инвесторов, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки, т. е. организовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя описание следующих процессов: 1) снабжение (обеспечение); 2) технологический цикл; 3) обслуживание оборудования; 4) возможности совершенствования технологии.
В разделе «снабжение (обеспечение)» подробно раскрывается информация о факторах производства:
• сырье, материалы, комплектующие, производственные услуги – направления применения, условия хранения, транспортировки;
• источники сырья – цены, условия поставки, транспортировки, тенденции, контракты;
• энергия – потребности, источники, доступность;
• участки земли, здания, сооружения, коммуникации;
• оборудование – модели, производительность, потребности в работниках, энергии, сырье, пространстве, микроклимате, стыковка со смежным оборудованием, условия приобретения;
• поставщики оборудования – фирмы, контракты.
При описании технологического цикла раскрывается информация:
• о составе операций цикла, их производительности;
• режиме работы цикла;
• размещении технологических циклов (возможно, с картой);
• контроле качества.
При описании обслуживания оборудования раскрывается информация:
• о ремонте, нормативном обслуживании;
• об обеспечении условий функционирования оборудования – энергия, микроклимат, сохранность.
Раздел «Организационный план» предназначен для описания того, как будет организован проект (фирма). В разделе указываются следующие данные:
• форма организации проекта;
• полномочия и функции участников проекта;
• организационная структура проекта (фирмы);
• функциональная структура;
• штатное расписание и потребности во временной рабочей силе;
• стимулирование и мотивация персонала;
• описание бизнес-процессов;
• распределение бизнес-процессов по юридическим лицам;
• формируемый имидж, миссия и общественное мнение;
• информационная структура проекта (фирмы);
• система управления и регулярное управление проектом (фирмой);
• организация инфраструктуры (организация обеспечения).
Под инфраструктурой подразумевается в основном оказание проекту (фирме) следующих услуг: перевозки; страхование; аудит; обучение, повышение квалификации работников; консультации; создание и обслуживание социальных объектов; снабжение электроэнергией и коммунальными услугами.
РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОКРУЖЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ», «РИСКИ ПРОЕКТА И СТРАХОВАНИЕ», «КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА»
Описание окружения, факторов, рисков и нормативной информации осуществляется в разрезе трех уровней: 1) ситуация в стране; 2) региональная ситуация; 3) местная ситуация.
В рамках каждого уровня описывается ситуация в экономической; политической; социальной; законодательной; экологической сферах. Не затрагивающие проект аспекты могут быть опущены. В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.
В разделе оценки риска и страхования освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:
• перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого;
• организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
• программа страхования от рисков.
В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.
Предпочтительно, чтобы раздел содержал расчеты всех существующих рисков и экспертное мнение специалистов. В дополнение можно приложить обзоры рынка, статьи и информационные бюллетени, содержащие информацию касательно рисков.
Календарный план является итоговой формой представления информации о проекте, которая характеризует проект с точки зрения управления им как проектом (см. таблицу).
- 1. Понятие инновационной деятельности. Её роль во внешнеэкономической деятельности предприятия.
- 2. Понятие инновационного производства.
- 3. Стратегия инновационной деятельности предприятия.
- 4. Формирование общих целей инновационных стратегий.
- 5. Типы инновационных стратегий.
- 7. Основные принципы организации инновационной деятельности
- 8. Организация отдельных стадий инновационной деятельности.
- 9. Организация технико-экономической разработки нововведений.
- 10. Внедрение, освоение и распространение нововведений.
- 11. Организация исследований и разработок в инновационном процессе.
- 12. Методика расчёта показателей финансовой эффективности.
- 13. Пути выхода предприятий на внешний рынок за счёт повышения инновационной активности и расширения диапазона инвестиционной деятельности.
- 14. Определение бизнес-плана. Его роль в современном предпринимательстве.
- 15. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
- 16. Цели, задачи и функции бизнес-планирования.
- 17. Участники процесса бизнес-планирования.
- 18. Общие требования к бизнес-планированию.
- 19.Организация процесса бизнес-планирования.
- 20.Основные разделы бизнес-плана.
- 21.Классификация бизнес-планов.
- Мини бизнес-план
- Рабочий бизнес-план
- Презентационный бизнес-план
- Электронный бизнес-план
- 22.Алгоритм составления бизнес-плана.
- Пример резюме бизнес-плана вышеозвученной интернет-радиостанции
- Финансовый план
- Производственный план
- Административно-организационный план
- 23. Требования к разработке бизнес-планов.
- 24. Структура, функции и содержание бизнес-планов.
- 25. Стратегическое и инвестиционное планирование.
- 26. Финансовое планирование.