Методы менеджмента.
Методы менеджмента – это воздействия субъекта управления на управляемый объект, т.е. руководителя на управляемый им коллектив.
Методы менеджмента являются средством практической реализации его целей на основе объективных законов. Они подразделяются по характеру воздействия, масштабам применения, направлениям воздействия. Методы тесно связаны между собой, образуют единый комплекс и должны рассматриваться как система.
Методы менеджмента отвечают на вопрос, каким способом воздействовать на работников (или организацию), чтобы они работали наиболее эффективно. При этом различают : организационные, правовые, экономические и социально – психологические методы.
-
Организационные методы базируются на отношениях между людьми в процессе производства и подразделяются на :
-
методы организационно – стабилизирующего воздействия : определение организационных структур управляющей и управляемой систем, их задач, функций и т.д.; установление различных нормативов (расходов сырья, численности, выработки); ознакомление с условиями работы, объяснение обстановки, возможных трудностей и т.д.;
-
методы распорядительного воздействия – повседневное оперативное обеспечение слаженной работы всех подразделений и служб управления. Оно направлено на конкретные ситуации, не предусмотренные регламентационными актами. Они реализуются в виде директив, приказов, распоряжений, указаний, резолюций как в устной, так и в письменной форме;
-
методы дисциплинарного воздействия – заключаются в установлении ответственности и её практической реализации. Организационные методы управления нуждаются в правовом регулировании.
-
-
Правовые (юридические) методы управления. Успешная деятельность руководителя и фирмы в целом зависят от того, насколько они законопослушны, какой правовой культурой располагают, насколько грамотно действуют в рамках действующих правовых норм. Под правовыми методами понимается совокупность средств юридического воздействия и правового регулирования. Нормы права исходят от государства в лице законодательных органов.
Правовые методы управления предполагают укрепление законности и дисциплины, они одинаково обязательны для всех граждан РФ.
Основные юридические акты :
-
Трудовой кодекс (КЗОТ), устанавливающий :
- рабочее время, время отдыха, охрану труда;
- трудовой договор (порядок заключения и расторжения);
- труд молодёжи, женщин;
- виды взысканий;
- трудовые споры между работодателями и работниками.
-
Гражданский кодекс, устанавливающий форму собственности для физических и юридических лиц. По характеру применяемых мер воздействия различают следующие виды ответственности : материальную, дисциплинарную, административную, уголовную.
Материальная ответственность возлагается как на предприятие, так и на отдельных должностных лиц за результаты производственно – хозяйственной деятельности. Она выражается в начётах, пенях, штрафах, неустойках.
Дисциплинарная ответственность возникает в результате нарушения служебных обязанностей и выражается в виде замечания, выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу, низшую должность и т.д. Подобная ответственность налагается вышестоящей организацией или руководителем.
Административная ответственность исходит из специальных государственных органов, не связанных с организацией или предприятием, административной комиссией района, администрации. Основой для санкции является административное право :
- за нарушение правил общественного порядка;
- за нарушение требований благоустройства, санитарных норм, пожарной безопасности, экологических требований. Выражаются санкции в начётах, штрафах.
III. Экономические методы управления – это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности и учитывающих экономические последствия управленческой и производственной деятельности органов управления. Они воздействуют на людей через их экономические (материальные) интересы. Выделяют три группы материальных интересов : общенародные, коллективные, личные. Необходимо стремиться к сочетанию личных интересов с интересами общества. При этом различают :
-
Централизованный, плановый метод. Централизованность означает, что задания исходят из центра управления. Плановость указывает на то, что воздействие реализуется через план. Смысл директивности состоит в обязательном выполнении плановых заданий. За выполнение и невыполнение применяются методы экономического стимулирования и административного воздействия;
-
Хозяйственный расчёт – комплексный экономический метод управления, в основе которого лежат хозяйственная самостоятельность, рентабельность, самоокупаемость производства, материальная заинтересованность и ответственность участников производства за результаты труда.
-
Социально – психологические методы управления – это воздействие на людей через их социальные потребности и психологические особенности. Различают следующие типы данных методов :
-
Социальные – это способы и приёмы воздействия на процесс формирования и развитие коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него. К числу данных приёмов относится прежде всего создание благоприятного климата в коллективе : обмен опытом, соревнование, смотры, конкурсы и т.д., реализация планов социального развития, моральное стимулирование;
-
Психологические – создание оптимального психологического климата в коллективе. Основные приёмы : гуманизация труда, профессиональный отбор, комплектование малых производственных групп с учётом психологической совместимости и т.д.
В области методов управления предпринимаются многочисленные попытки отказаться от субъективных оценок и перейти к применению методов научного обоснования решений – использованию операций, системного анализа, математического и машинного моделирования, программного планирования.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Менеджмент»
- Понятие «менеджмент». Сущность менеджмента.
- Функции топ – менеджеров :
- Функции менеджеров низшего уровня :
- Линейная структура управления
- Функциональная структура управления
- Основные типы организационных структур : линейно – функциональная, штабная.
- Линейно-штабная структура управления
- Линейно-функциональная структура управления
- Основные типы организационных структур : дивизиональная, матричная структура.
- Программно-целевое управление
- Матричная структура управления (схема по учебнику Кабушкина, стр. 55).
- Методы менеджмента.
- Стили управления.
- Жизненный цикл организации. Основные концепции жизненного цикла организации.
- Управленческие решения. Процесс принятия управленческих решений.
- Основные методы принятия управленческих решений.
- «Мозговая атака» и её структура.
- Коммуникации, понятие, виды коммуникаций
- Виды коммуникаций
- Феномены, связанные с процессом коммуникации
- Источник
- Трудности в развитии коммуникации
- Пути улучшения системы коммуникации
- Психологические приёмы формирование аттракций.
- Основные методы принятия управленческих решений.
- Принцип Парето и Эйзенхауэра в принятии управленческих решений.
- Повышение квалификации и переподготовка персонала.
- Причины, выражающие необходимость переподготовки внутри фирмы:
- Цели повышения квалификации:
- Внутрифирменное обучение.
- Внешнее обучение.
- Маркетинг в системе менеджмента.
- Управление инновациями.
- Управление инвестициями и финансами.
- Собственные источники инвестиций :
- Внешние источники инвестиций :
- Понятие «конфликт». Модель конфликта.
- Типы конфликтов. Причины конфликтов.
- Методы разрешения конфликтов.
- Понятие и виды влияния. Классификация видов власти.
- Понятие авторитета и харизмы.
- Этика делового общения.
- Проведение деловых переговоров.
- Эффективность менеджмента.