2. Школа научного менеджмента.
Классическое направление менеджмента включало:
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепцию бюрократических организаций, предполагающую четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует также совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920), «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.
- Содержание
- 1. Экономическая теория
- 1. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла.
- 2. Экономический рост, его типы, факторы экономического роста.
- 3. Инфляция: сущность, причины, последствия.
- 4. Особенности функционирования рынка ценных бумаг.
- 5. Методы государственного регулирования экономики.
- 6. Основные организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- 7. Заработная плата: формы и системы, уровень, динамика.
- 8. Доходы населения и источники их формирования.
- 2. Основы менеджента
- 1. Эволюция определений и школ менеджмента.
- 2. Школа научного менеджмента.
- 3. Школа административного менеджмента.
- 4. Школа человеческих отношений.
- 5. Школа науки управления.
- 6. Методы и виды менеджмента.
- 7. Особенности процессного, ситуационного системного подходов в менеджменте.
- 8. Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь.
- 9. Планирование в системе управления.
- 10. Управление в группе.
- 11. Управление конфликтами.
- 12. Основные виды организационных структур управления предприятием.
- 13. Организация как функция управления.
- 14. Прогнозирование в менеджменте.
- 15. Содержание, структура и методы разработки бизнес-плана.
- 16. Лидерские качества в менеджера.
- 17. Этапы процесса принятия управленческих решений.
- 18. Функции кадровых служб.
- 19. Подбор персонала.
- 20. Влияние национального стиля на содержание менеджмента.
- 21. Этика менеджмента.
- 22. Использование концепции «синхронного» производства в управлении предприятием.
- 23. Переход к процессному управлению предприятием: реинжениринг бизнеса.
- 24. Этапы, правила и последствия применения реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Маркетинг
- 1. Развитие концепции управления маркетингом. Комплекс маркетинга.
- 2. Особенности применения методов маркетинговых исследований.
- 3. Последовательность проведения маркетинговых исследований
- 4. Основные элементы маркетинговой среды предприятия.
- 5. Роль сегментирования рынка в постиндустриальной экономике.
- 6. Дифференцирование товара.
- 7. Формирование стратегии разработки новых товаров.
- 8. Выбор методов ценообразования.
- 9 Адаптация цены товара.
- 10. Организация отдела маркетинга на предприятии.
- 11. Личная продажа.
- 12. Роль и место pr в продвижении товаров.
- 13. Стратегическое планирование маркетинга.
- 4. Управление персоналом
- 1. Принципы и методы управления персоналом.
- 2. Организация адаптации персонала.
- 3. Планирование деловой карьеры.
- 4. Технологии и показатели аттестации персонала.
- 5. Организация работы с кадровым резервом.
- 6. Особенности кадрового планирования на предприятии.
- 5. Содержание, задачи и методы календарного планирования операций
- Инновационный менеджмент
- 1. Инвестиционный менеджмент: содержание и оценка эффективности
- 2. Инновации: сущность, классификация, особенности управления.
- Классификация инновации
- 3. Особенности функционирования венчурных предприятий
- 4. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности
- 5. Процесс разработки инновационных продуктов
- 7. Стратегический менеджмент
- 1. Предпосылки развития стратегического менеджмента в российских организациях
- 2. Этапы развития корпоративного планирования
- Сравнительные характеристики систем управления
- 3. Составляющие стратегического управления и стратегического планирования в организациях
- 4. Системный и ситуационный подходы в стратегическом менеджменте
- 5. Цели, принципы и методы управленческого анализа
- 6. Особенности управления проблемами с использованием методов стратегического менеджмента
- 7. Методологические основы стратегического менеджмента.
- 7. Методологические основы стратегического менеджмента
- 8. Научные подходы к стратегическому менеджменту
- 9. Основные принципы стратегичеческого управления
- 10. Формирование стратегических целей и миссий организации
- 11. Связь понятий стратегий и организационная структура
- 12. Стратегический потенциал организации
- 13. Метод swot-анализа
- 14. Использование метода сценариев будущего в стратегическом менеджменте
- 15. Процесс выбора стратегии в стратегическом менеджменте
- 1. Методы и инструменты управления качеством
- 2. Особенности управления знаниями
- 3. Особенности управления запасами
- 4. Управление информационными потоками в логистике
- 5. Особенности управления проектами
- 6. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов