2. Этапы развития корпоративного планирования
Появление приемов стратегического менеджмента и их внедрение в практику работы фирм легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.
1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование, связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм финансовой отчетности и т. д., ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет — бюджетов по статьям расходов на разные цели.
Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (НИОКР, маркетингу, капитальному строительству, производству). Во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т. д. Аналогичные бюджеты и в современной экономике служат основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов и контроля текущей деятельности. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т. е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат. Выбор таких приоритетов, естественно, создает угрозу долгосрочному развитию организации.
2. Долгосрочное планирование. В 1950-х — начале 1960-х годов характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования.
Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель — прогноз сбыта — базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. Другими словами, достаточно ли внутренних ресурсов фирмы или необходимо прибегать к заемным средствам?
Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени.
3. Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с которыми не сходились реальные итоги. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако часто предприятие не выходило на запланированные результаты функционирования. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.
Кристаллизация принципиальных элементов концепции стратегического планирования во многом связана с поиском путей преодоления ограничений системы долгосрочного планирования, четко проявившихся в неопределенности параметров общего экономического развития. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. Собственно в различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.
4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
И. Ансофф (Ansoff) рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
На наш взгляд, отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования помимо того, что они связаны с процессом реализации стратегии, определяются еще несколькими важными факторами:
• информационное наполнение — в стратегическом менеджменте увеличивается мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Это ведет к развитию более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;
• появление стратегических неожиданностей типа секвестирования российского бюджета, которые вынуждают принимать стратегические решения вне циклов планирования, т. е. стратегический менеджмент характеризуется быстрой реакцией на изменения внешней среды внутри плановых периодов. Для улавливания таких неожиданностей создаются системы сбора, анализа информации и принятия стратегических решений в реальном масштабе времени (система on-line);
• реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная — реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени;
• в стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему фирма должна адаптироваться. Скорее рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения;
• стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т. е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.
Часто стратегическое управление называют рыночным стратегическим управлением (strategic market management). Включение в определение слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы. Фирма, реализующая стратегическое управление, должна иметь внешнюю ориентацию (на потребителей, конкурентов, рынок и др.). Это так называемый маркетинговый, или рыночный, подход к организации управления в отличие от производственного подхода, ориентированного на внутренние возможности производства.
Стратегическое управление означает также, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Необходимость таких воздействий определяется двумя причинами:
• для быстрой реакции на изменения внешней среды важно участвовать в их создании;
• изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.
Указанные факторы объясняют стремление крупного бизнеса влиять на принятие политических, экономических, законодательных и иных изменений на макро- и микроуровне.
Эволюция систем общефирменного управления показана в табл. 1.1, составленной по данным И. Ансоффа [1, с. 46, 48].
Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы управления были ориентированы на растущий уровень нестабильности и все меньшую предсказуемость будущего. С этой точки зрения И. Ансофф дает следующую классификацию систем управления.
1. Управление на основе контроля исполнения (постфактум).
2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции тенденций прошлого.
3. Управление на основе предвидения изменении. Темп изменений ускорился, однако представляется возможным предвидеть шансы и опасности внешнего окружения и учесть их при разработке стратегического плана.
4. Управление на основе гибких экстренных решений, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.
Таблица 1
- Содержание
- 1. Экономическая теория
- 1. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла.
- 2. Экономический рост, его типы, факторы экономического роста.
- 3. Инфляция: сущность, причины, последствия.
- 4. Особенности функционирования рынка ценных бумаг.
- 5. Методы государственного регулирования экономики.
- 6. Основные организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- 7. Заработная плата: формы и системы, уровень, динамика.
- 8. Доходы населения и источники их формирования.
- 2. Основы менеджента
- 1. Эволюция определений и школ менеджмента.
- 2. Школа научного менеджмента.
- 3. Школа административного менеджмента.
- 4. Школа человеческих отношений.
- 5. Школа науки управления.
- 6. Методы и виды менеджмента.
- 7. Особенности процессного, ситуационного системного подходов в менеджменте.
- 8. Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь.
- 9. Планирование в системе управления.
- 10. Управление в группе.
- 11. Управление конфликтами.
- 12. Основные виды организационных структур управления предприятием.
- 13. Организация как функция управления.
- 14. Прогнозирование в менеджменте.
- 15. Содержание, структура и методы разработки бизнес-плана.
- 16. Лидерские качества в менеджера.
- 17. Этапы процесса принятия управленческих решений.
- 18. Функции кадровых служб.
- 19. Подбор персонала.
- 20. Влияние национального стиля на содержание менеджмента.
- 21. Этика менеджмента.
- 22. Использование концепции «синхронного» производства в управлении предприятием.
- 23. Переход к процессному управлению предприятием: реинжениринг бизнеса.
- 24. Этапы, правила и последствия применения реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Маркетинг
- 1. Развитие концепции управления маркетингом. Комплекс маркетинга.
- 2. Особенности применения методов маркетинговых исследований.
- 3. Последовательность проведения маркетинговых исследований
- 4. Основные элементы маркетинговой среды предприятия.
- 5. Роль сегментирования рынка в постиндустриальной экономике.
- 6. Дифференцирование товара.
- 7. Формирование стратегии разработки новых товаров.
- 8. Выбор методов ценообразования.
- 9 Адаптация цены товара.
- 10. Организация отдела маркетинга на предприятии.
- 11. Личная продажа.
- 12. Роль и место pr в продвижении товаров.
- 13. Стратегическое планирование маркетинга.
- 4. Управление персоналом
- 1. Принципы и методы управления персоналом.
- 2. Организация адаптации персонала.
- 3. Планирование деловой карьеры.
- 4. Технологии и показатели аттестации персонала.
- 5. Организация работы с кадровым резервом.
- 6. Особенности кадрового планирования на предприятии.
- 5. Содержание, задачи и методы календарного планирования операций
- Инновационный менеджмент
- 1. Инвестиционный менеджмент: содержание и оценка эффективности
- 2. Инновации: сущность, классификация, особенности управления.
- Классификация инновации
- 3. Особенности функционирования венчурных предприятий
- 4. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности
- 5. Процесс разработки инновационных продуктов
- 7. Стратегический менеджмент
- 1. Предпосылки развития стратегического менеджмента в российских организациях
- 2. Этапы развития корпоративного планирования
- Сравнительные характеристики систем управления
- 3. Составляющие стратегического управления и стратегического планирования в организациях
- 4. Системный и ситуационный подходы в стратегическом менеджменте
- 5. Цели, принципы и методы управленческого анализа
- 6. Особенности управления проблемами с использованием методов стратегического менеджмента
- 7. Методологические основы стратегического менеджмента.
- 7. Методологические основы стратегического менеджмента
- 8. Научные подходы к стратегическому менеджменту
- 9. Основные принципы стратегичеческого управления
- 10. Формирование стратегических целей и миссий организации
- 11. Связь понятий стратегий и организационная структура
- 12. Стратегический потенциал организации
- 13. Метод swot-анализа
- 14. Использование метода сценариев будущего в стратегическом менеджменте
- 15. Процесс выбора стратегии в стратегическом менеджменте
- 1. Методы и инструменты управления качеством
- 2. Особенности управления знаниями
- 3. Особенности управления запасами
- 4. Управление информационными потоками в логистике
- 5. Особенности управления проектами
- 6. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов