logo
ГОСЫ менеджмент

7. Методологические основы стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Управление предприятием предполагает учет множества факторов: экономических, технологических, социальных, политических, правовых, каждый из которых дает свое видение и понимание ситуации. Стратегия же синтезирует различные видения и предоставляет целостную картину текущего состояния и перспектив развития. Стратегические решения (например, решения о вхождении в рынок, строительстве завода, изменении организационной структуры) инерционны, что не позволяет их сразу по принятии радикально менять. Различные стратегические решения могут принадлежать к разным типам как совместимым, так и несовместимым.

Формирование стратегии предприятия требует интегрированного учета различных финансово-экономических и социально-политических аспектов. Каждый из них определяет свой подход к стратегии и рассматривается как по отдельности, так и в сравнительном анализе.

Управление предприятием строится на основе рациональных и общечеловеческих подходов. Рациональные подходы учитывают влияние экономических, финансовых, маркетинговых, технологических и правовых факторов. Общечеловеческие подходы - факторы психологические, социальные, политические, культурные. Пренебрежение каким-либо подходом или фактором может привести к управленческим ошибкам со всеми вытекающими последствиями, например:

- финансовые потери;

- потеря клиентов и рынков сбыта;

- конфликты и развал коллектива;

- формирование логически стройных, но абсолютно нереализуемых решений.

Стратегический менеджмент обычно рассматривается как со­вокупность пяти взаимосвязанных процессов:

- определение миссии и целей;

- анализ внешней и внутренней среды;

- анализ и выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль выполнения стратегии.

Стратегический менеджмент (СМ) отличается от оперативного (ОМ) тем, что:

- миссия организации в СМ - выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, в ОМ - производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

- СМ занимается в основном проблемами внешнего окружения, ищет новые возможности в конкурентной борьбе, средства адаптации к изменениям в окружении, ОМ - обращает первоочередное внимание на внутренние проблемы предприятия, связанные с более эффективным использованием ресурсов;

- СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ - на кратко- и среднесрочную;

- основными факторами построения системы управления для СМ являются сотрудники, система информационного обеспечения и рынок, для ОМ -организационные структуры, техника и технология,

- при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, ОМ - как ресурсы организации, исполнителей работ,

- эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения, в ОМ - в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала