5. Организация работы с кадровым резервом.
Кадровый резерв - группа квалифицированных работников компании, прошедших предварительный отбор, специальную подготовку и являющихся внутренними кандидатами на замещение вакансий вышестоящих должностей руководителей.
Замещение руководящих должностей внутренними кандидатами имеет следующие достоинства:
- Сокращается время адаптации нового работника в должности (при замещении сторонними кандидатами период адаптации составляет от 3-х до 6-ти месяцев);
- Нет необходимости формировать лояльность к компании (лояльность уже сформирована, и это является гарантией, т.к. новый руководитель, который не смог адаптироваться в компании, уйдет, прихватив с собой данные, представляющие коммерческую тайну);
- Происходит "мягкая" замена поколений и сохраняется преемственность технологий и корпоративной культуры (нет революционных перестроек, которые парализуют работу подразделения на долгий период).
- Сокращаются потери квалифицированных сотрудников компании, вызванные отсутствием перспектив профессионального и карьерного роста.
Все эти достоинства имеют конкретное материальное выражение для компании в виде сокращения недополученной прибыли из-за снижения эффективности работы персонала. Вот почему большинство компаний заинтересованы в профессиональном росте своих сотрудников на всех уровнях, и стараются создать кадровый резерв.
Когда пришло время задуматься о построении системы кадрового резерва предприятия:
- Компания растет и возникает потребность в менеджерах и специалистах, которые смогут возглавить новые отделы и направления;
- Старение ключевых и руководящих кадров и отсутствие на предприятии молодых перспективных сотрудников, способных прийти им на смену;
- В компании сложилась ситуация когда перспективные сотрудники не видят возможности для дальнейшего собственного роста и уходят из нее;
- Правила повышения, и перемещения сотрудников сложились стихийно, устарели и приводят к частым ошибкам при назначении новых руководителей;
- Поиск и отбор кандидатов на руководящие должности происходит не на основе планов развития компании, а когда возникает "горящая" вакансия;
- Компания переходит к новому этапу развития, и требования к профессионализму менеджеров повышаются;
- В руководящий менеджмент компании приходят люди, не исповедующие устоявшиеся ценности и принципы корпоративной культуры;
- Деятельность предприятия сложна и требует высокого уровня квалификации, срок адаптации новых руководителей длителен, что повышает вероятность совершения ошибок с тяжелыми для предприятия последствиями;
- У вас возник вопрос: что эффективнее - привлекать новых менеджеров или повышать квалификацию уже имеющихся;
- Вы хотите быть уверены в "своей", проверенной на деле, команде менеджеров, в ее способности решить любую поставленную перед ней задачу.
Своевременное выявление и успешная подготовка к работе в высокой должности будущих руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе.Поэтому современные компании создают систему подбора, развития и перемещения будущих руководителей (резерва) и рассматривают управление этой системой как стратегически важную задачу.
Система подготовки резерва руководителей предполагает решение следующих задач:
- выявление сотрудников, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
- подготовка этих сотрудников к работе на руководящей должности;
- обеспечение замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.
При работе с резервом руководителей выделяют две группы - резерв (дублеры) и перспективный резерв (ресурс) - молодые сотрудники с лидерским потенциалом.
Алгоритм работы с каждой из групп кадрового резерва хотя и совпадает по основным этапам, но имеет свою специфику, как по отбору, так и по развитию (в таблице № 2 "Алгоритм работы с кадровым резервом" приводятся основные этапы работы по формированию кадрового резерва и соответствующие услуги, предоставляемые компанией "Прогрессивные Технологии Управления").
Резерв (дублеры) - это руководители - кандидаты на замещение определенных ключевых должностей компании, которые готовы к работе в этих должностях в настоящий момент или в ближайшем будущем.
Их подготовка представляет собой сложный многоступенчатый процесс и требует от высшего руководства, подразделения по управлению персоналом, руководителей подразделений значительных затрат времени.
Однако, те компании, где научились управлять этим процессом, получают колоссальную отдачу в виде безболезненной смены поколений и привнесения свежих взглядов, преемственности в работе и управлении.
Подготовка резерва является:
- эффективным средством оптимизации использования персонала компании, подбора и перемещения руководящих кадров, обеспечения преемственности руководства, а на этой основе - повышения эффективности работы всей компании;
- одним из важнейших условий успешной работы компании в долгосрочной перспективе.
Перспективный резерв (ресурс) - это молодые сотрудники с лидерскими качествами - специалисты, которые в перспективе могут занять руководящие должности в компании.
Цель работы с такой категорией резерва руководителей заключается в определении и усиленном развитии сотрудников, обладающих потенциалом для занятия через несколько лет руководящих должностей в компании.
Процесс планирования и развития молодых сотрудников с потенциалом похож на процесс работы с резервом руководящих кадров. В то же время, имеется ряд отличительных особенностей. В отличие от работы с резервом руководящих кадров, подготовка перспективных сотрудников не носит целевого характера - их готовят не к занятию определенной должности, а к руководящей работе вообще.
При подготовке перспективного резерва особое внимание уделяется:
- пониманию специфики деятельности организации и ее культуры, развитию чувства преданности своей компании;
- постоянного повышения управленческих знаний на основе курсов (семинаров) повышения квалификации;
- трудовая дисциплина (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка; трудолюбие; добросовестность; аккуратность);
- корпоративная культура (умение строить конструктивные отношения в коллективе; лояльность по отношению к компании);
- управленческие навыки (умение убеждать, руководить, разбираться в людях, отстаивать интересы коллектива).
Отбор сотрудников с лидерскими качествами является наиболее сложным этапом в работе с перспективным резервом, так как требуется не только оценить состояние работника на сегодняшний момент, но и спрогнозировать, что произойдет с ним через несколько лет. Все большую значимость приобретают методы оценки потенциала сотрудников с элементами психодиагностики, при использовании которых оценивается не только существующий уровень сформированности управленческих навыков, но и потенциальные возможности их развития, а также уровень мотивации на собственное развитие и занятие руководящих должностей. Одним из наиболее эффективных является метод "Assessment center".
По результатам оценки проводится зачисление в кадровый резерв, а на каждого резервиста составляются индивидуальные планы развития:
- Для группы дублеров - составление плана развития карьеры и тех навыков, которые необходимо дополнительно освоить для занятия должности, на которую его утвердили как дублера.
- Для группы "перспективный резерв" - план должен быть направлен на повышение общего уровня управленческой квалификации, и включать: ротацию, самостоятельную теоретическую подготовку, прохождение тренингов.
Наиболее общие для всех резервистов потребности в обучении целесообразно обобщить и включить в общую программу обучения (корпоративные тренинги, семинары).
Организацию и контроль развития сотрудников, зачисленных в кадровый резерв, должно осуществлять подразделение по управлению человеческими ресурсами. В качестве контроля результатов развития кадрового резерва применяется периодическая оценка. Основной акцент оценки делается на оценку прогресса в уровне управленческих знаний и навыков резервистов, т.е. то, как сотрудник развивает свой потенциал. Результаты работы в сегодняшней должности очень важны для оценки прогресса дублеров, в то же время для перспективного резерва они рассматриваются только как дополнительная информация, характеризующая резервиста (оценка результатов работы более учитывается во время аттестации).
Результаты оценки прогресса позволяют внести изменения в план развития сотрудника или принять решение о бесперспективности его дальнейшей подготовки к руководящей должности.
Система работы с молодыми сотрудниками, обладающими лидерским потенциалом, является важным фактором повышения эффективности управления компании и должна соответствовать стратегическим целям ее развития.
Сотрудники компании "Прогрессивные Технологии Управления" обладают уникальными методиками и опытом их практического применения по работе с кадровым резервом и готовы прийти на помощь Руководителям компаний и HR - менеджерам в решении задач по формированию и развитию кадрового резерва данной компании.
- Содержание
- 1. Экономическая теория
- 1. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла.
- 2. Экономический рост, его типы, факторы экономического роста.
- 3. Инфляция: сущность, причины, последствия.
- 4. Особенности функционирования рынка ценных бумаг.
- 5. Методы государственного регулирования экономики.
- 6. Основные организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- 7. Заработная плата: формы и системы, уровень, динамика.
- 8. Доходы населения и источники их формирования.
- 2. Основы менеджента
- 1. Эволюция определений и школ менеджмента.
- 2. Школа научного менеджмента.
- 3. Школа административного менеджмента.
- 4. Школа человеческих отношений.
- 5. Школа науки управления.
- 6. Методы и виды менеджмента.
- 7. Особенности процессного, ситуационного системного подходов в менеджменте.
- 8. Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь.
- 9. Планирование в системе управления.
- 10. Управление в группе.
- 11. Управление конфликтами.
- 12. Основные виды организационных структур управления предприятием.
- 13. Организация как функция управления.
- 14. Прогнозирование в менеджменте.
- 15. Содержание, структура и методы разработки бизнес-плана.
- 16. Лидерские качества в менеджера.
- 17. Этапы процесса принятия управленческих решений.
- 18. Функции кадровых служб.
- 19. Подбор персонала.
- 20. Влияние национального стиля на содержание менеджмента.
- 21. Этика менеджмента.
- 22. Использование концепции «синхронного» производства в управлении предприятием.
- 23. Переход к процессному управлению предприятием: реинжениринг бизнеса.
- 24. Этапы, правила и последствия применения реинжиниринга бизнес-процессов.
- 3. Маркетинг
- 1. Развитие концепции управления маркетингом. Комплекс маркетинга.
- 2. Особенности применения методов маркетинговых исследований.
- 3. Последовательность проведения маркетинговых исследований
- 4. Основные элементы маркетинговой среды предприятия.
- 5. Роль сегментирования рынка в постиндустриальной экономике.
- 6. Дифференцирование товара.
- 7. Формирование стратегии разработки новых товаров.
- 8. Выбор методов ценообразования.
- 9 Адаптация цены товара.
- 10. Организация отдела маркетинга на предприятии.
- 11. Личная продажа.
- 12. Роль и место pr в продвижении товаров.
- 13. Стратегическое планирование маркетинга.
- 4. Управление персоналом
- 1. Принципы и методы управления персоналом.
- 2. Организация адаптации персонала.
- 3. Планирование деловой карьеры.
- 4. Технологии и показатели аттестации персонала.
- 5. Организация работы с кадровым резервом.
- 6. Особенности кадрового планирования на предприятии.
- 5. Содержание, задачи и методы календарного планирования операций
- Инновационный менеджмент
- 1. Инвестиционный менеджмент: содержание и оценка эффективности
- 2. Инновации: сущность, классификация, особенности управления.
- Классификация инновации
- 3. Особенности функционирования венчурных предприятий
- 4. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности
- 5. Процесс разработки инновационных продуктов
- 7. Стратегический менеджмент
- 1. Предпосылки развития стратегического менеджмента в российских организациях
- 2. Этапы развития корпоративного планирования
- Сравнительные характеристики систем управления
- 3. Составляющие стратегического управления и стратегического планирования в организациях
- 4. Системный и ситуационный подходы в стратегическом менеджменте
- 5. Цели, принципы и методы управленческого анализа
- 6. Особенности управления проблемами с использованием методов стратегического менеджмента
- 7. Методологические основы стратегического менеджмента.
- 7. Методологические основы стратегического менеджмента
- 8. Научные подходы к стратегическому менеджменту
- 9. Основные принципы стратегичеческого управления
- 10. Формирование стратегических целей и миссий организации
- 11. Связь понятий стратегий и организационная структура
- 12. Стратегический потенциал организации
- 13. Метод swot-анализа
- 14. Использование метода сценариев будущего в стратегическом менеджменте
- 15. Процесс выбора стратегии в стратегическом менеджменте
- 1. Методы и инструменты управления качеством
- 2. Особенности управления знаниями
- 3. Особенности управления запасами
- 4. Управление информационными потоками в логистике
- 5. Особенности управления проектами
- 6. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов