logo
ГОСЫ менеджмент

8. Научные подходы к стратегическому менеджменту

Эффективность управления определяется обоснованностью методологии решения проблемы, т.е. подходов, принципов, методов. К стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию применяются следующие подходы:

- системный подход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;

- ситуационный подход - использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней;

- комплексный подход - учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;

- интеграционный подход - нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;

- маркетинговый подход - ориентация управляющей подсистемы на потребителя;

- функциональный подход - рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;

- динамический подход - рассмотрение объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;

- воспроизводственный подход - ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;

- процессный подход - рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;

- нормативный подход - установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;

- количественный подход - переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;

- административный подход - регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;

- поведенческий подход - оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.

Планирование базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:

- научность - разработка планов с учетом достижений научно-технического прогресса (экономико-математических методов и вычислительной техники);

- оптимальность - выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта плана из нескольких;

- непрерывность - взаимосвязь перспективного и текущего планирования на основе требования непрерывности производства;

- всесторонность - учет принципа системности развития предприятия - рассмотрение всего множества прямых и обратных связей в единстве;

- гибкость (динамичность) - возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотр в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

- многовариантный ситуационный характер планирования, предполагает разработку нескольких вариантов планов;

- экономичность - минимизация затрат, связанных с реализацией плана;

- надежность планирования зависит от точности показателей предыдущего периода;

- планирование базируется на неполных данных (не поддающихся планированию аспектов);

- планы должны строиться на основе учета имеющихся ресурсов (т.е. при наличии системы контроля и корректировки);

- планы должны содержать резервы безопасности, чтобы избежать неточности или частых изменений плана;

- планирование должно отталкиваться от таких факторов, как сбыт, финансы, рабочая сила;

- составление бюджетов должно охватывать все стороны деятельности предприятия;

- концепция планирования должна быть понятна всем работникам предприятия.