16. Профессиография
Зарубежные концепции в крайней степени практически ориентированы – любая схема направлена на оптимизацию деятельности в той или иной организации.
Иванова в своей схеме ПАД использует системный подход. Человек профессионал, являясь сложной психологической системой, состоит из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними.
Человек – звено, которое организует, направляет систему для достижения заданного им результата.
Предмет ПАД – профессиональная д-сть, конечный продукт; ПАД – профессиограмма, процедура – профессиографирование.
Юдин предлагает принципы разделения любого исследуемого объекта.
1. Параметрическое описание (с разных сторон)
2. Морфологическое (расчленение на части)
3. Функциональное (вскрытие внутренних механизмов)
Схема профессиографирования
1. Параметрическое описание проф. д-сти.
2. Описание строения проф. д-сти.
3. Описание функционального строения
4. Оценка эффективности д-сти «человек – машина»
5. Выделение психологической структуры проф. д-сти и оценка эффективности в заданных условиях
6. Функциональное описание психологической структуры д-сти
7. Оценка взаимодействия внешних и внутренних условий д-сти для выявления влияния этого взаимодействия на эффективность д-сти человека
ПАД должен протекать на трех этапах
1. Нормативно-параметрическое описание проф. д-сти (внешние средства д-сти, содержание трудовой д-сти, требования к квалификации специалиста, трудовое поведение сотрудника, характер ошибок, взаимодействие между работником и объектом, психограмма (психологическая и физиологическая сторона), общие условия труда, особенности организации и т.д.)
2. Морфолическое описание психол. стр-ры д-сти (вскрытие всех основных целей организации – инд-х, орг-х, мотивацию, личностные образования, оказывающие прямое влияние на процесс д-сти)
3. Описание внутренней функциональной стр-ры д-сти (описание динамических внутриличностных процессов – социализация, профессионализация, деформация и т.д.)
Методы ПАД по Ивановой – методы сбора инф-ции (изучение документации, наблюдение, опрос, биография); методы анализа данных (сравнительный анализ документации и наблюдения, анализ ошибок, производственный эксперимент и т.д.)
4 типа общих целей для составления профессиограммы
- информационная
- диагностическая
- прогностическая
- методическая
В зависимости от этапа становления профессионала Профессиография будет иметь специфику:
1. Информационно-консультативный этап – динамика интересов школьника
2. Профессионально-учебный этап – необходимо составлять диагностическо-прогностический конструкт профессиограммы, должна включать актуальные в процессе обучения свойства, процессы, функции – разработка плана обучения профессионала.
3. Профессионально-консультационный этап – выбор рабочего места
4. Адаптационный
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин