logo
SPECIALIZACIYA

16. Профессиография

Зарубежные концепции в крайней степени практически ориентированы – любая схема направлена на оптимизацию деятельности в той или иной организации.

Иванова в своей схеме ПАД использует системный подход. Человек профессионал, являясь сложной психологической системой, состоит из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними.

Человек – звено, которое организует, направляет систему для достижения заданного им результата.

Предмет ПАД – профессиональная д-сть, конечный продукт; ПАД – профессиограмма, процедура – профессиографирование.

Юдин предлагает принципы разделения любого исследуемого объекта.

1. Параметрическое описание (с разных сторон)

2. Морфологическое (расчленение на части)

3. Функциональное (вскрытие внутренних механизмов)

Схема профессиографирования

1. Параметрическое описание проф. д-сти.

2. Описание строения проф. д-сти.

3. Описание функционального строения

4. Оценка эффективности д-сти «человек – машина»

5. Выделение психологической структуры проф. д-сти и оценка эффективности в заданных условиях

6. Функциональное описание психологической структуры д-сти

7. Оценка взаимодействия внешних и внутренних условий д-сти для выявления влияния этого взаимодействия на эффективность д-сти человека

ПАД должен протекать на трех этапах

1. Нормативно-параметрическое описание проф. д-сти (внешние средства д-сти, содержание трудовой д-сти, требования к квалификации специалиста, трудовое поведение сотрудника, характер ошибок, взаимодействие между работником и объектом, психограмма (психологическая и физиологическая сторона), общие условия труда, особенности организации и т.д.)

2. Морфолическое описание психол. стр-ры д-сти (вскрытие всех основных целей организации – инд-х, орг-х, мотивацию, личностные образования, оказывающие прямое влияние на процесс д-сти)

3. Описание внутренней функциональной стр-ры д-сти (описание динамических внутриличностных процессов – социализация, профессионализация, деформация и т.д.)

Методы ПАД по Ивановой – методы сбора инф-ции (изучение документации, наблюдение, опрос, биография); методы анализа данных (сравнительный анализ документации и наблюдения, анализ ошибок, производственный эксперимент и т.д.)

4 типа общих целей для составления профессиограммы

- информационная

- диагностическая

- прогностическая

- методическая

В зависимости от этапа становления профессионала Профессиография будет иметь специфику:

1. Информационно-консультативный этап – динамика интересов школьника

2. Профессионально-учебный этап – необходимо составлять диагностическо-прогностический конструкт профессиограммы, должна включать актуальные в процессе обучения свойства, процессы, функции – разработка плана обучения профессионала.

3. Профессионально-консультационный этап – выбор рабочего места

4. Адаптационный