19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
Начало истории развития психологической помощи относится к XVI веку до н. э. Еще в медицинском папирусе Эберс, содержащее около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств. С конца XVII века делаются попытки научно объяснить методы психического воздействия, облегчающие протекание болезней и способствующие излечению. В XX столетии было предложено множество вариантов психотерапии: Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия), Носрад Пезешкиан (позитивная психотерапия) и многие другие. И если вначале психотерапия была прерогативой медиков, то постепенно к ним присоединяются работники других социальных служб, а в конце 1950-х годов в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология.
Согласно опросу, проведенному М.К. Тутушкиной (2001), в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, которая призвана помочь человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Под психологической культурой понимается забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. Многие проблемы можно решать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, но для этого требуется наличие таких важных компонентов психологической культуры личности, как самопознание, самооценка, познание других людей и умение управлять собственным поведением. Несмотря на то, что каждый человек по природе может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций, этого часто бывает недостаточно, что и вызывает обращение за помощью к профессионалу. Психологическую помощь оказывают разные категории специалистов.
Психолог-консультант призван оказывать психологическую помощь на основе методов оценки психических явлений и умении их тировать. Выделяют психологическое консультирование по личностного развития детей и взрослых, межличностных взаимоотношений, по проблемам семьи и брачных отношений, по проблемам развития и управления организации (управленческое консультирование), дистантное консультирование (по телефону). Существует этический кодекс психолога: компетентность, ответственность, конфиденциальность анонимность (за исключением тех случаев, когда существует угроза жизни самого клиента или окружающих), благополучие клиента, информирование клиента о целях обследования и о том, как и для чего могут использоваться данные о его психических свойствах.
Психотерапевт - это чаще врач по образованию или медицинский психолог, который оказывает человеку помощь в решении проблем связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией, в последнем случае требуется врач-психиатр.
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин