7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
ПАД – междисциплинарное направление. В ПАД выделяют 2 достаточно автономные части:
1. Теоретическая – ПАД как теория
2. Процедурная – ПАД включает много процедур, направленных на решение конкретных прикладных задач.
Задачи ПАД: учет особенностей, включаемых в понятие несловесного фактора при создании, разработке новых технологий.
Сочетание «базовая процедура» используется в двух основных смыслах:
- базовая = изначальная, исходная
- в ходе ПАД психолог формирует эмпирический базис для последующих исследований.
Представление о д-ти, ее структуре, особенно играют важную роль при решении многих теоретических проблем. Существует принцип комплексности научного изучения деятельности: д-ть – междисциплинарный предмет изучения, при проведении ПАД нужно учитывать данные других наук, которые тоже изучают деятельность. Нр., при составлении профессиограммы.
История развития ПАД
В инженерно-технологических науках стала впервые изучаться д-ть. ПАД возник как закономерный этап, д-ть изучалась ранее в других науках. Когда исчерпываются ресурсы других наук, тогда возникает новый источник – ПАД.
I этап развития ПАД (1890-1915)– Тейлор – первый обратился к данным психологии, чтобы повысить производительность. Он исследовал элементарную д-ть, его заинтересовал тот факт, что люди с одинаковыми возможностями делают разное количество д-ти, работы. Тейлор ввел регламентированные паузы, которые включаются в трудовой процесс (повысилась производительность в 4-5 раз). Тейлор первый учел человеческий фактор, его ограничения и повысил производительность.
II этап развития ПАД (1915-1940) – психотехнический. Выходит книга Мюнстенбергера «Психотехника», в которыой были собраны результаты по ПАД. Он ввел понятие «психологического ядра д-ти», он пытался смоделировать д-ть вагоновожатого (сделал т.н. тренажер). В результате он предложил профотбор. Эта работа получила большой общественный резонанс. Наибольшее развитие психотехника получила в России, т.к. в начале 20-х годов перед правительством стояла задача отстроить то, что было разрушено.
Для развития психотехн-х работ того времени характернр то, что плоскость анализа переносится в собственно психическую сферу, анализу подвергались наиболее элементарные виды деятельности.
После 45-го года технологии намного усложняются, т.к. во время войны было наработано много технологий. Появились новые типы деятельности. С 50-х годов и до начала 90-х наиболее бурное развитие получила инженерная психология.
III этап развития ПАД - инженерная психология. Первой операторской д-тью стала работа военного оператора
2 основных макротенденции развития ПАД – развитие новых видов д-ти, технологий: перемещение сферы анализа в более сложные сферы психической регуляции д-ти.
IV этап развития ПАД – с середины 90-х годов – д-ть стала не S-O, а S-S.
Зависимость ПАД от целевого назначения
1. В целях профотбора – определение ПВК, которые обеспечивают выполнение д-ти на нормативно заданном уровне. ПВК расположены иерархически - мотивационный ПВК, относительные ПВК, абсолютные ПВК, анти-ПВК.
2. В целях профориентации – комплексное междисциплинарное описание д-ти – составление профессиограммы.
3. Рационализация д-ти – выявление точек повышенной сложности, выявление различий между реальным и идеальным профилем. Деятельность создается с учетом человеческих качеств.
4. В целях профобучение – обучение предусматривает приобретение ЗУНов и развитие человека.
5. В целях проф. аттестации – функциональный анализ и оценка д-ти.
Комплексный подход к ПАД Карпова – структурно-уровневая организация д-ти.
Управленческая д-ть имеет изменение в хар-ре, статусе главного деят-го атрибута – предмета. Предметом д-ти является она сама, поэтому упр-я д-ть выступает как метад-ть по основному мех-му и предметной реализации.
Общая стр-ра д-ти включает 5 ур-ней орг-ции:
1. Метадеятельностный – Метасистема
2. Деятельностный – Система
3. Уровень деятельностных форм – Субсистема
4. Действенный – компонент – цель
5. Операционный – элементная – условия.
Выделение уровней идет на основании критериев:
- критерий-дискриминатор – общий и единичный критерий, позволяет выделить уровень по единому основанию
- критерии – верификаторы – более частный критерий, отражающий качественные особенности, дифференциальной системы, они служат для проверки качественных различий по общему критерию уровня.
Д-сть – системное образование( целостность).
Концепция системогенеза Шадрикова
Системогенез – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.
Основные принципы системогенеза – принцип неравномерности (освоение носит неравномерный характер) и принцип гетерохронности (освоение одной операции может прогрессировать, в другой набл-ся застой), принцип достаточности.
Процедура ПАД: уровни анализа д-ти.
1. Личностно-мотивационный – в качестве основных мотивов личности выступают потребности личности:
- материальные
- духовные (познавательные и эстетические)
- социальные
Мотивационно-личностный уровень включает 3 задачи:
1) Исследование мотивационной сферы личности. Основные методы: прямые (опросники, интервью, анкетирование, наблюдение); косвенные (кожно-гальванический тест); проективные тесты.
2) Раскрытие мотивационного потенциала профессионала – вся совокупность возможностей, которые предоставляются для удовлетворения различных мотивов:
- эргономичность условий, престижность, карьера, проф. рост, уровень квалификации, способы и правила оценки д-ти, степень ответственности, сложность работы, уровень трудности.
3) Анализ соотношения мотивационной сферы личности и мотивационного потенциала сотрудников.
3 типа соотношения:
- мотивационный конфликт – потенциал профессионала ниже сферы личности
- согласование
- аксеологический резонанс
Основные способы ликвидации мотивационного конфликта: 1. вертикальная загруженность труда; 2. правильная постановка целей; 3. адекватное уделение внимания сотрудникам; 4. четкая позиция на ошибки сотрудников; 5. экономическое стимулирование; 6. внедрение партисипативных методов.
2. Компонентно-целевой анализ – описание компонентного состава д-ти и раскрытие цели и значения каждого действия в общей структуре трудовой д-ти. Выделение основных действий, выд-е основных инф-х признаков, осн-е ПВК опред-й работы.
Анализ производится на двух уровнях:
1) процессуальный – количественная и качественная оценка действий, инф-х признаков.
2) результативный – сопоставление со стандартом (степень отклонения от стандарта, типизация отклонений, интерпретация отклонений).
Этапы компонентного анализа:
- д-ть разделяется на отдельные действия
- рассмотрение информационной основы каждого действия – часть ИОД
- на основе анализа устанавливаются качества индивида, влияющие на успешность д-ти – часть ПВК
ПВК выделяются путем подсчета простой корреляции эффективности параметров д-ти.
4 группы ПВК: абсолютные; относительные; анти-ПВК; мотивационные.
Индивидуальные свойства субъекта: конституция, задатки, социально-демографические предпосылки.
Методология уровня: метод исследования движения, физические, соматометрические, физиологические, психологические (набл-е, интервью, самонаблюдение, эксп-т, анализ инцидентов).
3. Информационный анализ - общая схема ИАД предложена Ломовым. Основная задача – выявление информационных признаков. 3 аспекта проблемы:
1) Психофизический – ан-ся физический алфовит сигналов, несущих производственно важную инф-цию.
2) Оценочный – измерение количества информации, используемой субъектом в единицу времени.
3) Психологический – ан-ся особенности приема, сохранения и переработки инф-ции.
2 аспекта ИАД
1. Анализ ИОД, который состоит из нескольких компонентов:
- информационно-ценностный
- информационно временной
- информационно-операциональный
2. Анализ переработки информации – то, что исп-ся при планировании д-ти, то, что исп-ся при реализации.
Несколько этапов:
1. Классификация информации
2. Выявление проблемной ситуации, требующей принятие решения
3. Выявление типичных алгоритмов к решению проблемных ситуаций
4. Выявление индивидуальных критериев, исп-х работником при переработке информации
5. Установление связи критерия с алгоритмом принятия решения и мотивом д-ти
6. Выявление уровней планирования д-ти
7. Установление схемы планирования д-ти, свойственной той или иной деятельности
8. Выявление концептуальных моделей д-ти и черт оперативных образов в ней.
Методология: документальный, наблюдение за д-тью, наблюдение за своей д-тью, самоотчет, экспертная оценка, беседа, анкета, объективная регистрация труда, трудовой метод.
4. Индивидуально-психологический анализ – основная единица – индивидуальный стиль д-ти – взаимоотношение индивидуальных свойств индивида.
Отделение ИСтД от ИСпД – основная задача этого уровня, что означает необходимость выделить ту часть способов, которые определяются свойствами субъекта д-ти. При этом выделяются нек. этапы:
- описание НОСД (норм-о одобр-й сп-б д-ти)
- описание реально наблюдаемых сп-бов д-ти
- сопоставление НОСД с реальнвм сп-м д-ти (ИСпД)
- выделение расхождений в НОСД и ИСпД. Это расхождение рассматривается в плане их обусловленнгостью: характером обучения, характеристиками предмета и орудий труда, свойствами субъекта д-ти.
2 вар-та анализа ИСпД: часть операций выполняются не так как в НОСД; часть действий вообще не представлена в НОСД.
Стиль д-ти – система наиболее эффективных приемов и СП-в организации своей д-ти, некоторая устойчивая система особенностей д-ти и поведения, система отличительных признаков д-ти данного индивида, обусловленных его личностью.
Признаки ИСД по Климову – устойчивая система приемов и СП-в д-ти; система, обусловленная определенными личностными качествами; средство эффективного приспособления к коллективным требованиям.
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин