2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
Полный регресс личности. В 70-е годы возникла как социальная проблема.
Фрейденбергер – клинический психолог – наблюдал за людьми, которые характеризовались такими симптомами, как психическое истощение, снижение работоспособности (Burn out). Одновременно с ним – социальный психолог Кристина Маслак работала с профессионалами, которые испытывали стресс, выделила те же симптомы.
Профессиональное выгорание – профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эфф-ть тр. д-ти.
Основные хар-ки психического выгорания:
1. данный процесс является профессиональным
2. психическое выгорание оказывает негативное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность проф. д0ти и удовлетворенность трудом.
3. он является необратимым
4. Структура – Маслак включает 3 основных компонента:
- эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванные собственной работой;
- деперсонализация – предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда – бесчувствие, негуманное отношение к клиентам, клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды есть благо для них.
- редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей проф. сфере, осознание неуспеха в ней.
Эта структура является традиционной. Другие подходы – Гарден – 2-х факторная концепция; Пайнс – 1 фактор – истощение (умственное, физическое, эмоциональное).
Основные подходы к механизмам возникновения выгорания
3 базовых подхода к объяснению причин выгорания.
1. Индивидуально-психологический – исходит из личностных особенностей человека.
2. Межперсональный подход главный источник – взаимоотношение
3. Организационный подход – внешние факторы проф. среды.
1. Индивидуальные подходы
а) экзистенциальный подход – Пайнс – главная причина выгорания – связь с поисками смысла жизни в професс, но неудачными. Выгорание возникает у представителей социальных профессий, которые хар-ся высокими притязаниями.
Выгорание – результат постепенного процесса разочарованияи распространено у высокомотивированных работников, которые долгое время работают в условиях стресса – субъективное чувство незначительности своих усилий.
б) Фрейденбергер – выгорание – утомление или состояние фрустрации, которое вызывается беззаветной преданностью, не приводящее к ожидаемому и предполагаемому вознаграждению. Данный синдром развивается очень мощно и на длительный период времени.
в) Подход Эделвич и Бродского – соединяет результативный и процессуальный подходы – концепция поэтапного разочарования в результате фрустрации идеалистических представлений своей личности с реальностью. В каждой организации есть факторы среды, которые препятствуют достижению челом своих целей.
Этапы выгорания:
1. Этап энтузиазма – челк активно работает – высокий уровень проф. идеализма.
2. Снижение высоких ожиданий
3. Стадия фрустрации – постепенно развивается чувство беспомощности, т.к. его ожидание не оправдывается. Появляются когнитивные, эмоциональные и физические симптомы выгорания.
4. Стадия апатии – полная отстраненность чела от работы во всех смыслах.
г) Когнитивно-бихевиоральные модели выгорания (COR концепция сохранения ресурсов Хопфолл) – у каждого человека есть глубокая мотивация к сохранению, достижению своих целей, ценностей. Ресурсы – объекты, которые важны для чела. Главная причина выгорания – расходование этих ресурсов или неполучение этих ресурсов.
2. Интерперсональный подход – причина выгорания – ассиметрия отношений между работником и клиентами, что подчеркивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания.
Маслак – причина выгорания – напряженные отношения между клиентами и работниками – профессионалы имеют дело с людскими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится на их плечи.
3. Организационный подход – фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. Большой объем работы (рутинный компонент); суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и др.
Чернисс – рассматривал выгорание с позиции самоэффективности. Выгорание отрицательно коррелирует с эффективностью. Самоэффективность включает проф. мастерство, способность установления хорошие взаимоотношения с другими в своей профессии, способность оказывать социально-политическое влияние внутри организации.
Если человек хорошо оценивает себя по этим характеристикам, то выгорание не будет, а если плохо, то будет.
Выделяются факторы внешней среды:
1. Противоречие между мотивацией и требованиями работы
2. Большой объем работы
3. Большое количество рутиной работы
4. ограниченная область контактов с клиентами
5. Отсутствие самостоятельности в работе
6. Несоответствие организационных целей с индивидуальными
7. Недостаточная поддержка руководства
8. Социальная изоляция
Внутренние факторы возникновения выгорания
- возраст – больше подвержены молодые (19-25) и средние (45-50)
- пол – существуют противоречивые данные, кто подвержен больше. Зависит от того, насколько профессия соответствует полоролевым функциям чела
- стиль работы – зависит от вида стажа: в организации, в данной профессии, общий стаж
- семейное положение – выгорание свойственно для мужчин, не состоящих в браке
- образование – чем выше выгорание – тем выше образование
- черты личности – личностная выносливость, локус-контроля, поведение типа «А», нейротизм.
Организационные факторы возникновения
- условия работы – объем работы,
- содержание труда – число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентами, степень самостоятельности в своей работе, участие работников в принятии решения
- социально-психологические – соц. поддержка, ролевой конфликт, стимулирование труда.
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин