logo
SPECIALIZACIYA

4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.

Проблема ПР является междисциплинарной, ее развивают ученые разных наук: математики, юриспруденции, экономики, этики, философии и психологии. ППР проникают всю деятельность чела, они включены во все сферы человеческой практики.

Нр., экономика – особенности рынкатребуют постоянного ПР, рыночная экономика существует в условиях глубинной неопределенности и ПР идет в этих условиях.

Нр., в этике – проблема морального выбора.

Проблема ПР выросла из практики, т.е. носила практический характер.

« + » - когда проблема развивается несколькими науками существует возможность ее полного обхвата, обмена данными.

« - » - представители разных наук используют свою терминологию и существуют трудности перевода с языка одной науки на язык другой.

У проблемы ПР долгая предыстория и короткая история. Самостоятельное направление ПР – 1946 – первая монография «Теория игр и экономическое поведение» Нейман и Моргенштейн

3 направления в развитии проблемы ПР

1) в рамках житейской, донаучной психологии

2) в рамках философии

3) в рамках конкретных наук (экономика, юриспруденция, этика, психология)

Специфика ППР

1. В ППР челк не всегда руководствуется правильной действительностью, а руководствуется субъективной выгодой, ищет приемлемые ответы, а не истинно верный. Мы реализуем ту альтернативу, которая реализуема.

2. Теория д-ти имеет инвариантную структуру, те компоненты и структуру, которые реализуются в любой д-ти. ППР включает 7 компонентов, которые образуют структуру => ППР также имеет инвариантную структуру основных компонентов.

1) альтернатива (А)

2) гипотеза (Н)

3) Информационная основа (ИО)

= информационный баланс

- информационный дефицит

+ информационная избыточность

4) критерий ПР (К) – некоторая обобщенная установка, которая регулирует пр-с переработки информации в ситуации выбора

5) решающие правила (N) – в качестве правил могут выступать очень разные внешние регуляторы (социальные роли, законы формальной логики, социальные нормы) – внутренние и внешние

6)Способы подготовки и принятия решения или стратегии (С)

7) Цель ПР – она не является конечной целью, т.к. эту выбранную альтернативу мы будем реализовывать.

В теории ПР «жесткие» компоненты и «мягкие» компоненты – насколько компонент обусловлен внешней средой или является продуктом активности субъекта выбора.

I уровень – базовый – обусловлен жесткими компонентами, обусловленный средой (ИО, N, К, С)

II уровень – гораздо в большей степени обусловлен мягкими компонентами. Сама суть Н и А заключается в том, что они должны сами выступать в качестве продукта человека.

III уровень – системообразующая роль ко всем другим.

3. ППР отличается полиморфизмом – разнообразие форм (индивидуальные и групповые; рациональные и нерациональные; осознанные и неосознанные и т.д.)

4. ППР может быть разным по сложности. Любой психический процесс может лежать в основе процессв выбора. ППР может быть бесконечно простым – лежать в области ощ-й и м.б бесконечно сложным – в области мыслительных процессов. Большой диапазон изменения сложности.

5. Психофизиологическая проблема – взаимодействие психического и физиологического. Необходим обратный переход психического в материальное. Эта проблема перехода слабо осознана и не имеет названия. В первой части переход осуществляется через ощущения, а потом – переходный компонент ППР.

6. Трудность интроспективного изучения ППР. Большая часть реализуется в неосознанном состоянии. Состояние пострешенческого конфликта.

7. 3 уровень РФ

2 уровень Планир, Целепол, Прогн, Антиц, ПР, Прог, Контр

1 уровень Воспр, Ощ, Предст, Вн-е, Вообр, Пам, М-е, Эм, М-ция, Воля

когнитивные процессы

ППР – психический процесс, но не только когнитивный, он предполагает зависимость эмоций, М-ции и воли. ПР не сводится к 4 основным процессам, а включает в себя все 4 основных класса психических процессов и выступает как продукт закономерной интеграции всех этих процессов. Все 3 уровня осознанны, под ними лежат неосознаваемые физиологические процессы.

Метакогнитивизм. – изучает не первичные познавательные процессы, а вторичные познавательные процессы. (метапамять – память на особенности своей памяти).