4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
Проблема ПР является междисциплинарной, ее развивают ученые разных наук: математики, юриспруденции, экономики, этики, философии и психологии. ППР проникают всю деятельность чела, они включены во все сферы человеческой практики.
Нр., экономика – особенности рынкатребуют постоянного ПР, рыночная экономика существует в условиях глубинной неопределенности и ПР идет в этих условиях.
Нр., в этике – проблема морального выбора.
Проблема ПР выросла из практики, т.е. носила практический характер.
« + » - когда проблема развивается несколькими науками существует возможность ее полного обхвата, обмена данными.
« - » - представители разных наук используют свою терминологию и существуют трудности перевода с языка одной науки на язык другой.
У проблемы ПР долгая предыстория и короткая история. Самостоятельное направление ПР – 1946 – первая монография «Теория игр и экономическое поведение» Нейман и Моргенштейн
3 направления в развитии проблемы ПР
1) в рамках житейской, донаучной психологии
2) в рамках философии
3) в рамках конкретных наук (экономика, юриспруденция, этика, психология)
Специфика ППР
1. В ППР челк не всегда руководствуется правильной действительностью, а руководствуется субъективной выгодой, ищет приемлемые ответы, а не истинно верный. Мы реализуем ту альтернативу, которая реализуема.
2. Теория д-ти имеет инвариантную структуру, те компоненты и структуру, которые реализуются в любой д-ти. ППР включает 7 компонентов, которые образуют структуру => ППР также имеет инвариантную структуру основных компонентов.
1) альтернатива (А)
2) гипотеза (Н)
3) Информационная основа (ИО)
= информационный баланс
- информационный дефицит
+ информационная избыточность
4) критерий ПР (К) – некоторая обобщенная установка, которая регулирует пр-с переработки информации в ситуации выбора
5) решающие правила (N) – в качестве правил могут выступать очень разные внешние регуляторы (социальные роли, законы формальной логики, социальные нормы) – внутренние и внешние
6)Способы подготовки и принятия решения или стратегии (С)
7) Цель ПР – она не является конечной целью, т.к. эту выбранную альтернативу мы будем реализовывать.
В теории ПР «жесткие» компоненты и «мягкие» компоненты – насколько компонент обусловлен внешней средой или является продуктом активности субъекта выбора.
I уровень – базовый – обусловлен жесткими компонентами, обусловленный средой (ИО, N, К, С)
II уровень – гораздо в большей степени обусловлен мягкими компонентами. Сама суть Н и А заключается в том, что они должны сами выступать в качестве продукта человека.
III уровень – системообразующая роль ко всем другим.
3. ППР отличается полиморфизмом – разнообразие форм (индивидуальные и групповые; рациональные и нерациональные; осознанные и неосознанные и т.д.)
4. ППР может быть разным по сложности. Любой психический процесс может лежать в основе процессв выбора. ППР может быть бесконечно простым – лежать в области ощ-й и м.б бесконечно сложным – в области мыслительных процессов. Большой диапазон изменения сложности.
5. Психофизиологическая проблема – взаимодействие психического и физиологического. Необходим обратный переход психического в материальное. Эта проблема перехода слабо осознана и не имеет названия. В первой части переход осуществляется через ощущения, а потом – переходный компонент ППР.
6. Трудность интроспективного изучения ППР. Большая часть реализуется в неосознанном состоянии. Состояние пострешенческого конфликта.
7. 3 уровень РФ
2 уровень Планир, Целепол, Прогн, Антиц, ПР, Прог, Контр
1 уровень Воспр, Ощ, Предст, Вн-е, Вообр, Пам, М-е, Эм, М-ция, Воля
когнитивные процессы
ППР – психический процесс, но не только когнитивный, он предполагает зависимость эмоций, М-ции и воли. ПР не сводится к 4 основным процессам, а включает в себя все 4 основных класса психических процессов и выступает как продукт закономерной интеграции всех этих процессов. Все 3 уровня осознанны, под ними лежат неосознаваемые физиологические процессы.
Метакогнитивизм. – изучает не первичные познавательные процессы, а вторичные познавательные процессы. (метапамять – память на особенности своей памяти).
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин