5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
Мотивация – совокупность факторов, которые обуславливают, направляют, поддерживают усилия, затраченные на поведенческие факторы.
Мотивация (Ильин) – процесс построения мотива.
Мотив (Ильин) – сложное психическое образование, побуждающее к сознательной деятельности и служащее для них основанием.
Мотив (Карпов) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Общие характеристики мотивации: динамический образования (энергетический аспект) и содержательная сторона мотивации.
Соотношение энергетической и содержательной сторон.
В зарубежной психологии м-ция – энергетический аспект опыта и реакции. В отечественной психологии (Рубинштейн) рассматривается единство этих аспектов. Под содержательным аспектом подразумевается опред-е структ-е образования: идеалы потребности, мотивационная сфера личности.
Содержательный аспект = мотивац-я сфера личности + личностные черты (дисциплина ответственность) + динамические аспекты (эмоции, воля). Мотивационная сфера – вся имеющаяся у данного чела совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, поведенческих паттернов и интересов, влечений, убеждений, установок, норм, стереотипов и т.д.
Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность.
Структура мотивации – Сидоренко – в м-ции 2 группы явлений:
- индивидуальная система мотивов (осознанные и неосознанные мотивы)
- мотивационный менеджмент (осознанные и неосознанные действия)
Задача – расширить зону осознаваемых действий в активизации конкретных мотивов того или иного человека.
3 группы мотивов:
1) на себя (эгоист)
2) на других (альтруист)
3) на задачу (трудоголик)
- на процесс (параиемики)
- на результат (темик) – достижение успеха и избегание неудач
Характеристика мотивов: выделяют 2 группы характеристик мотивов
1. Динамические (энергетические)
- сила мотива
- устойчивость мотива
2. Содержательные – осознанность или полнота его осознания.
- направленность мотива – личностная, общественная
- уверенность в правильности выбора цели
- ориентация на внешние и внутренние факторы при объяснении своего поведения (локус-контроля)
- направленность на потребность
- связь с деятельностью
Определение потребности, соотношение потребности и мотива.
Потребность – субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в которой переживается противоречие, выступающее источником активности.
Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Для того, чтобы потребность заработала необходимо наличие пускового механизма – мотива. Он опредемечивает потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления.
Существую различные взгляды на мотив и потребность: отождествление мотива и потребности, наделение личности самостоятельной побуждающей силой, мотив как только одно из побуждений, наряду с потребностями или целями или эмоциями, вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках.
Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными мотивами; в то же время несколько различных потребностей можно решить через один мотив; потребности – явление S-O, они заданы челу социальными отношениями, а мотив явление чисто S-е.; потребностей у всех людей одинаково, ограничивается лишь уровнем развития базовых, а мотивов множество.
Разными авторами потребность понимается по-разному – как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как ценность, как необходимость, как состояние, как системная реакция.
Мотивационные образования: мотивационные состояния; мотивационная установка, влечение, желание, интерес, склонность, направленность личности, уровень притязания личности.
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин