logo
SPECIALIZACIYA

5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования

Мотивация – совокупность факторов, которые обуславливают, направляют, поддерживают усилия, затраченные на поведенческие факторы.

Мотивация (Ильин) – процесс построения мотива.

Мотив (Ильин) – сложное психическое образование, побуждающее к сознательной деятельности и служащее для них основанием.

Мотив (Карпов) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Общие характеристики мотивации: динамический образования (энергетический аспект) и содержательная сторона мотивации.

Соотношение энергетической и содержательной сторон.

В зарубежной психологии м-ция – энергетический аспект опыта и реакции. В отечественной психологии (Рубинштейн) рассматривается единство этих аспектов. Под содержательным аспектом подразумевается опред-е структ-е образования: идеалы потребности, мотивационная сфера личности.

Содержательный аспект = мотивац-я сфера личности + личностные черты (дисциплина ответственность) + динамические аспекты (эмоции, воля). Мотивационная сфера – вся имеющаяся у данного чела совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, поведенческих паттернов и интересов, влечений, убеждений, установок, норм, стереотипов и т.д.

Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность.

Структура мотивации – Сидоренко – в м-ции 2 группы явлений:

- индивидуальная система мотивов (осознанные и неосознанные мотивы)

- мотивационный менеджмент (осознанные и неосознанные действия)

Задача – расширить зону осознаваемых действий в активизации конкретных мотивов того или иного человека.

3 группы мотивов:

1) на себя (эгоист)

2) на других (альтруист)

3) на задачу (трудоголик)

- на процесс (параиемики)

- на результат (темик) – достижение успеха и избегание неудач

Характеристика мотивов: выделяют 2 группы характеристик мотивов

1. Динамические (энергетические)

- сила мотива

- устойчивость мотива

2. Содержательные – осознанность или полнота его осознания.

- направленность мотива – личностная, общественная

- уверенность в правильности выбора цели

- ориентация на внешние и внутренние факторы при объяснении своего поведения (локус-контроля)

- направленность на потребность

- связь с деятельностью

Определение потребности, соотношение потребности и мотива.

Потребность – субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в которой переживается противоречие, выступающее источником активности.

Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Для того, чтобы потребность заработала необходимо наличие пускового механизма – мотива. Он опредемечивает потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления.

Существую различные взгляды на мотив и потребность: отождествление мотива и потребности, наделение личности самостоятельной побуждающей силой, мотив как только одно из побуждений, наряду с потребностями или целями или эмоциями, вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными мотивами; в то же время несколько различных потребностей можно решить через один мотив; потребности – явление S-O, они заданы челу социальными отношениями, а мотив явление чисто S-е.; потребностей у всех людей одинаково, ограничивается лишь уровнем развития базовых, а мотивов множество.

Разными авторами потребность понимается по-разному – как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как ценность, как необходимость, как состояние, как системная реакция.

Мотивационные образования: мотивационные состояния; мотивационная установка, влечение, желание, интерес, склонность, направленность личности, уровень притязания личности.