22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
Начало работы в новой организации или переход сотрудника на новую для него должность практически для любого человека являются достаточно непростым периодом. Человек, начинающий осваивать новую для себя деятельность, начинающий привыкать к особенностям работы в конкретной организации, к ее целям и ценностям, всегда проходит период адаптации. В зависимости от того, насколько успешно ему удастся преодолеть этот период, зависит эффективность его работы и стабильность положения на данном предприятии.
Как правило, профессиональный уровень новичка предприятия, даже обладающего высоким образовательным уровнем, не полностью соответствует требованиям организации. Любое профессиональное образование носит достаточно общий характер и необходима «притирка» имеющихся знаний, умений и навыков к требованиям и особенностям работы конкретной организации. Новичок, пришедший на работу, может ощутить чувство собственной некомпетентности и неумелости в конкретных областях своей работы. Это ощущение может привести к развитию так называемого «адаптационного шока», симптомы которого связаны с утратой трудовой мотивации и в целом желания находиться в рамках данной организации.
В период адаптации человек наиболее остро ощущает необходимость поддержки себя и своей деятельности внутри организации. В случае отсутствия такой поддержки его доверие к организации снижается, ухудшается эффективность деятельности и повышается риск ухода сотрудника с данного места работы.
Традиционно выделяют два вида адаптации: профессиональную (освоение содержания работы) и социально-психологическую (вхождение в коллектив, в систему отношений в организации в целом и в конкретном подразделении).
Как правило, в рамках профессиональной адаптации новичкам необходима «профессиональная доводка», которая может проходить в виде адаптационной стажировки (щадящий режим работы, прикрепление к новичку кураторов-специалистов, постепенное возрастание сложности выполняемых заданий, и т.п.). В целях успешной социальной адаптации нового сотрудника с самого начала его работы в организации необходимо познакомить с ее философией и стратегией, традициями и стандартами поведения, официальными и неофициальными нормами и правилами.
Способы профилактики: профессиональная доводка (доучивание для работы в организации), адаптационная стажировка (щадящий режим работы, прикрепление куратора, постепенное возрастание сложности заданий).
Социально-психологическая адаптация – адаптация сотрудников к коллективу, организации, орг. культуре и т.д. Может включать в себя использование психологических приемов адаптации к новой социальной микросреде, ее законам, нормам и ценностям. Молодые сотрудники адаптируются быстрее и длительнее., чем проф. адаптация у взрослых.
В некоторых организациях практикуется проведение адаптационных тренингов с вновь принятыми на работу сотрудниками. В ходе проведения такого тренинга могут рассматриваться следующие вопросы:
- история организации, ее традиции, ценности, миссия, правила и т.п.;
- структура организации, система взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями и сотрудниками, каналы передачи информации;
- описание смысла деятельности организации;
- политика в области работы с поставщиками и клиентами;
- критерии качества работы;
- система охраны труда в организации.
Во время проведения данного тренинга могут использоваться приемы снятия нервно-психического напряжения, различные релаксационные и медитативные техники, психогимнастические упражнения.
В течение всего периода адаптации служба персонала организации должна осуществлять постоянный контроль за процессом вхождения нового сотрудника в работу организации. Процесс адаптации может заканчиваться аттестационным собеседованием и формально совпадать с окончанием испытательного срока сотрудников. Однако время прохождения адаптации у разных людей может значительно различаться, вследствие чего при проведении контроля за адаптационным процессом необходим учет индивидуальных особенностей каждого работника. При проведении промежуточной аттестации по окончании адаптационного периода подводятся его итоги и планируется работа по дальнейшему повышению эффективности работы сотрудника.
- 1. Психологические концепции профессионального становления личности.
- 2. Мотивационные концепции.
- 3. Концепция самореализации Сьюпера
- 2. Понятие «психическое выгорания». Его структура и механизмы возникновения.
- 3. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.
- 4. Специфика принятия решений в профессиональной деятельности.
- 5. Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования
- 7. Психологический анализ деятельности. Уровни анализа деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, индивидуально психологический.
- 8. Системный анализ управленческих функций
- 12. Психология карьеры
- 15. Основные принципы в организации проф. Обучения. Методы проф. Обучения.
- 16. Профессиография
- 17. Понятие об адаптации. Кризис, его стадии и способы совладания.
- 19. Психологическое консультирование как особый вид психологической помощи. Цели задачи консультирования.
- 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи
- 22. Социальная адаптация личности в организации. Этапы и механизмы.
- 23. Функциональный подход к анализу управленческой деятельности.
- 25. Стиль управления: поведенческий и ситуационный подход.
- 26. Психологическая защита как адаптационный потенциал личности
- 27.Понятие профессиональной деформации и ее проявления.
- Синдром профессионального выгорания (спв).
- 31. Кадровые функции руководителя организации
- 32. Основные направления кадровой работы в современной организации
- 35. Понятие сопротивления организационным изменениям. Стратегии преодоления.
- 36. Компонентный анализ организационной культуры
- 4 Типа организационной культуры Камерон и Куин