logo
Сай / Моног

3.3.2. Особенности корпоративного управления

Определение сути корпоративного управления связано со спецификацией ИКС. По мнению автора , корпоративное управление – это система управленческих отношений между взаимодействующими хозяйственными субъектами (в том числе руководящими и подчиненными) по поводу субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и взаимоотношений с внешними контрагентами (включая государственные органы) в достижении поставленных целей.

Это определение максимально соответствует «метакорпорациям», состоящим из множества участников, координируемых из единого центра. В этом случае в круг проблем корпоративного менеджмента включаются взаимоотношения между основным обществом и дочерними фирмами, поставщиками и потребителями, крупными акционерами предприятий – участников и высшим менеджментом и т.п.

Ключевая форма корпоративного управления – достижение синергетического эффекта, очевидным доказательством которого является отсутствие конфликтных ситуаций между собственниками и менеджерами, достижение оптимального сочетания частных целей и стратегий участников с общими корпоративными целями и стратегией; рациональное соотношение централизации и децентрализации управления, позволяющее повысить эффективность всей системы за счет инициативы ее составляющих частей.

Достижение эффективности ИКС, связанное с использованием их специфических особенностей, - трудная задача, связанная с профессионализмом top – менеджеров. Далеко не везде и не всегда даже лучшие зарубежные компании исповедуют и используют рациональные принципы интегрированного управления, развиваются в рамках единых стратегий, общих интересов и ценностей . Реализация сущностных особенностей корпоративного управления на практике предполагает разработку методических основ, норм и правил взаимодействия и регулирования составных частей корпораций как во внутренней, так и во внешней среде.

Наиболее общие и ясные постулаты корпоративного управления приведены в :

1. Цели и стратегия корпоративного собственника, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права (не должны, иными словами, создавать угрозы экономической безопасности страны). Напротив. Они призваны всемерно способствовать воплощению разделяемых большинством общества стратегических установок социально-экономического развития.

2. Эти цели и стратегию надлежит реализовать прежде всего посредством ответственности и компетентных действий управляющих (исполнительных органов компаний) при том, что должны эффективно задействоваться функции контроля последних со стороны собственников.

3. Экономическое поведение отдельных компонентов корпоративной системы (юридических лиц – участников объединения) необходимо рационализировать с позиций отношений собственности и организационной иерархии с целью достижения синергии совместной деятельности.

В таблице 3.7 представлена структура конкретных положений и принципов, составленная на основе , которая дает развернутое представление об основных постулатах корпоративного управления и их инструментальном обеспечении.

Таблица 3.7