3.3.2. Особенности корпоративного управления
Определение сути корпоративного управления связано со спецификацией ИКС. По мнению автора , корпоративное управление – это система управленческих отношений между взаимодействующими хозяйственными субъектами (в том числе руководящими и подчиненными) по поводу субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и взаимоотношений с внешними контрагентами (включая государственные органы) в достижении поставленных целей.
Это определение максимально соответствует «метакорпорациям», состоящим из множества участников, координируемых из единого центра. В этом случае в круг проблем корпоративного менеджмента включаются взаимоотношения между основным обществом и дочерними фирмами, поставщиками и потребителями, крупными акционерами предприятий – участников и высшим менеджментом и т.п.
Ключевая форма корпоративного управления – достижение синергетического эффекта, очевидным доказательством которого является отсутствие конфликтных ситуаций между собственниками и менеджерами, достижение оптимального сочетания частных целей и стратегий участников с общими корпоративными целями и стратегией; рациональное соотношение централизации и децентрализации управления, позволяющее повысить эффективность всей системы за счет инициативы ее составляющих частей.
Достижение эффективности ИКС, связанное с использованием их специфических особенностей, - трудная задача, связанная с профессионализмом top – менеджеров. Далеко не везде и не всегда даже лучшие зарубежные компании исповедуют и используют рациональные принципы интегрированного управления, развиваются в рамках единых стратегий, общих интересов и ценностей . Реализация сущностных особенностей корпоративного управления на практике предполагает разработку методических основ, норм и правил взаимодействия и регулирования составных частей корпораций как во внутренней, так и во внешней среде.
Наиболее общие и ясные постулаты корпоративного управления приведены в :
1. Цели и стратегия корпоративного собственника, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права (не должны, иными словами, создавать угрозы экономической безопасности страны). Напротив. Они призваны всемерно способствовать воплощению разделяемых большинством общества стратегических установок социально-экономического развития.
2. Эти цели и стратегию надлежит реализовать прежде всего посредством ответственности и компетентных действий управляющих (исполнительных органов компаний) при том, что должны эффективно задействоваться функции контроля последних со стороны собственников.
3. Экономическое поведение отдельных компонентов корпоративной системы (юридических лиц – участников объединения) необходимо рационализировать с позиций отношений собственности и организационной иерархии с целью достижения синергии совместной деятельности.
В таблице 3.7 представлена структура конкретных положений и принципов, составленная на основе , которая дает развернутое представление об основных постулатах корпоративного управления и их инструментальном обеспечении.
Таблица 3.7
- Глава 3 нетрадиционные структуры управления
- Глава 3
- 3.1. Критические факторы, влияющие на формирование структур
- 3.1.1. Глобализация экономики и организационные структуры
- Этапы глобализации компании
- 3.1.2. Культурный контекст в глобальном менеджменте
- Соответствие стратегий компаний национальной культуре
- 3.2. Теоретический аспект нетрадиционных организационных
- 3.2.1. Плоские организационные структуры
- Этапы развития команды
- Характеристики ключевых структурных параметров
- 3.3. Интегрированные корпоративные структуры
- Холдинг
- Концерн
- Классификация интегрированных бизнес-групп с точки зрения применяемых механизмов регулирования совместной деятельности
- I.Ибг, регулируемые на основе имущественных связей(Участие в капитале) II.Ибг, регулируемые на основе концентрации контроля над ресурсами и услугами
- III. Ибг, регулируемые на основе добровольной централизации участниками группы некоторых властных полномочий
- Характеристика российских интегрированных бизнес – групп
- 3.3.2. Особенности корпоративного управления
- Основные постулаты корпоративного управления
- 3.4. Холдинги как интегрированные структуры
- Классификация холдингов
- 3.4.3. Организация управления холдингами
- 3.5. Процессы интеграции в финансово - промышленных группах
- 3.5.1. Сущность финансово - промышленных групп и способы
- 3.5.2. Принципиальная организационная структура управления
- 3.5.3. Законодательные ограничения интеграционного процесса
- 3.5.4. Направление организационного развития финансово –
- 3.6. Проблемы развития интегрированных корпоративных
- 3.7. Сетевые структуры управления
- 3.7.1. Сетевой организационный дизайн
- 3.7.2. Особенности сетевых структур. Достоинства и недостатки
- 3.7.3. Взаимоотношение сегментов сети
- В ы в о д ы
- Литература к главе 3