3.7.1. Сетевой организационный дизайн
Новейший подход к формированию организационных структур организаций – «динамическая сетевая организация» . Сетевой подход является поистине революционным, так как ответить на вопрос «Что есть организация?» в традиционных терминах невозможно.
Влияние на изменение и совершенствование организационных структур оказывает современная организационная парадигма.
В последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности. В политической области сближаются страны, имеющие примерно одинаковый уровень развития, их границы становятся более условными. В экономике международный менеджмент трансформируется в глобальный.
Постоянно совершенствуется интеллектуальный аппарат современного менеджмента. Управление современным автоматизированным, компьютеризированным предприятием, интегрированным с внешней средой, требует иных теоретических и методических подходов.
Обращение к сетевым принципам организации становится в начале нынешнего века ведущим направлением в менеджменте. По мнению автора , это обусловлено следующими причинами:
- постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям;
- постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности компаний;
- повышением значения фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления);
- расширение пространства компании (если она хочет выжить, необходимо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);
- низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности;
- стремлением к автономным формам труда;
наличием межорганизационных систем информации и коммуникации.
Построение информационного общества создает условия для возникновения сетевых и виртуальных компаний:
- любой человек или группа лиц могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ к любой необходимой для них информации;
- любой человек или группа лиц умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ним проблем;
- любой человек, группа лиц или общество в целом имеют необходимые технические средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.
Термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой.
Под сетевой организацией авторы понимают идеальный организационный тип, который характеризуется структурой свободно связанной сети принципиально равномерных и независимых партнеров. Вследствие ограниченности собственных ресурсов члены сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения. При этом могут возникнуть иерархические и демократические сетевые формы, функционирующие на базе консенсуса и на ограниченные сроки. Главные усилия сетевой структуры направлено на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым разнообразия их ресурсов) при одновременном признании, или коллективных ценностей и стремлений к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.
В соответствии с концепцией развития сетевых структур организаций в процессе децентрализации управления создаются нетрадиционные структуры. Сетевая структура означает, что организация дезагрегирует свои основные функции (производство, инжиниринг, продажи, финансы) между отдельными, работающими по контрактам компаниями, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация. Такой организационный подход наиболее характерен для международных операций. «Смекалистые» компании обнаружили, что обращение к услугам внешних производителей и дистрибьюторов позволяет им добиться снижения издержек, повысить качество и выйти со своими товарами на крупные рынки.
Организационная схема такой компании может быть представлена следующим образом (рис. 3.11) .
Рис. 3.11. Гипотетическая схема сетевой глобальной компании
По мнению автора , сетизация может привести к двум организационным моделям:
- сетевой структуре компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных задач. Фирмы в свою очередь могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но требующие очень высокой специализации. В этом случае сеть является иерархизированной, и крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком. Мелкие структуры быстро попадают в зависимость от более мощного партнера, что для них нежелательно. Преимущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а через рыночный механизм. Крупные фирмы (предприятие – сеть) подбирают партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адекватностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом;
- совокупности (сети) предприятий, близких по размеру, большинство которых самостоятельны (юридически), но поддерживают устойчивость друг друга (в хозяйственном плане), что очень важно для всех. Подобное содружество, действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг.
Такое выделение сетевых структур созвучно организационным моделям, выделенным в :
сеть, формирующаяся вокруг крупной компании;
сеть компаний, близких по масштабам.
Здесь же выделен один тип сетевых компаний – оболочная компания. В ней часть бизнес–функций и, прежде всего, собственно производство продукции передается на контрактной основе сторонним подрядчикам. Сама компания занимается «трансакционной составляющей бизнеса», определяя, что и сколько производить и кому реализовать.
В таких компаниях, большинство из которых работает в России на продовольственном рынке, возникают проблемы, связанные с конкуренцией со стороны собственных подрядчиков и невозможностью отследить качество производства.
Сетевые модели одинаково применимы в качестве структурной формы как для сотрудничества между компаниями и группами компаний, так и для внутриорганизационного строения.
Организация в форме сети – гибридное решение, объединяющее три предшествующих типа структур (функциональную, дивизиональную, матричную), обеспечивающее более эффективный вариант разграничения деятельности и связей, а также пропорций между автономией и контролем 36.
Господствует мнение, что сетевая организация – продукт последовательного развития современных «антитейлористстких» принципов организации.
- Глава 3 нетрадиционные структуры управления
- Глава 3
- 3.1. Критические факторы, влияющие на формирование структур
- 3.1.1. Глобализация экономики и организационные структуры
- Этапы глобализации компании
- 3.1.2. Культурный контекст в глобальном менеджменте
- Соответствие стратегий компаний национальной культуре
- 3.2. Теоретический аспект нетрадиционных организационных
- 3.2.1. Плоские организационные структуры
- Этапы развития команды
- Характеристики ключевых структурных параметров
- 3.3. Интегрированные корпоративные структуры
- Холдинг
- Концерн
- Классификация интегрированных бизнес-групп с точки зрения применяемых механизмов регулирования совместной деятельности
- I.Ибг, регулируемые на основе имущественных связей(Участие в капитале) II.Ибг, регулируемые на основе концентрации контроля над ресурсами и услугами
- III. Ибг, регулируемые на основе добровольной централизации участниками группы некоторых властных полномочий
- Характеристика российских интегрированных бизнес – групп
- 3.3.2. Особенности корпоративного управления
- Основные постулаты корпоративного управления
- 3.4. Холдинги как интегрированные структуры
- Классификация холдингов
- 3.4.3. Организация управления холдингами
- 3.5. Процессы интеграции в финансово - промышленных группах
- 3.5.1. Сущность финансово - промышленных групп и способы
- 3.5.2. Принципиальная организационная структура управления
- 3.5.3. Законодательные ограничения интеграционного процесса
- 3.5.4. Направление организационного развития финансово –
- 3.6. Проблемы развития интегрированных корпоративных
- 3.7. Сетевые структуры управления
- 3.7.1. Сетевой организационный дизайн
- 3.7.2. Особенности сетевых структур. Достоинства и недостатки
- 3.7.3. Взаимоотношение сегментов сети
- В ы в о д ы
- Литература к главе 3