16. Модели корпоративного управления: англо-саксонская (американская); германская (континентальная), японская, их культурно-исторические и экономические особенности, преимущества и недостатки.
Американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.
Англо-американская модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Считается, что следование американской модели способствует динамичности
Преимущества:
Инвесторы ориентированы на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода.
Легкость «входа» и «выхода» для инвесторов в компании.
Высокая информационная прозрачность компаний, вытекающая из указанных особенностей.
Недостатки:
Высокая стоимость привлеченного капитала.
Ориентация высших менеджеров, преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций.
Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов.
Особенности германской модели:
Во-первых, немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, состоящий из Правления и наблюдательного совета. Эти две палаты абсолютно раздельны: никто не может одновременно членом Правления и наблюдательного совета.
Во-вторых, численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами.
В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения прав акционеров в части голосования, т. е. ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет.
Считается, что следование немецкой модели способствует устойчивости
Преимущества:
Более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала.
Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
Недостатки:
Более сложный, по сравнению с США и Великобританией, «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании.
Невысокая степень информационной прозрачности компаний.
Недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.
Японская модель характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров; банковская система отличается прочными связями "банк корпорация"; законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом; Советы директоров таких групп состоят преимущественно из "внутренних" членов; процент независимых членов чрезвычайно низок (а в некоторых корпорациях они вообще не присутствуют), что связано с существующими сложностями голосования.
Преимущества:
Низкая стоимость привлечения капитала.
Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
Ориентация компаний на высокую конкурентоспособность.
Недостатки:
Очень сложный «вход» и «выход» вложений инвесторов.
Слабая информационная прозрачность компаний.
Незначительное внимание к правам миноритарных акционеров и низкий уровень защиты их прав.
- 9. Цели, задачи и содержание стратегий реструктуризации корпоративных структур.
- 10. Мотивы, выгоды и формы слияний (поглощений). Факторы, определяющие стратегические решения о слиянии (поглощении).
- 11. Особенности планирования и выработки стратегий слияний (поглощений), их классификация.
- 13. Основные причины неудач стратегий создания альянсов, сценарии их развитии.
- 14. Корпоративное управление и защита прав акционеров. Соблюдение принципов корпоративного управления.
- 15. Роль и стратегические функции совета директоров корпоративных структур.
- 16. Модели корпоративного управления: англо-саксонская (американская); германская (континентальная), японская, их культурно-исторические и экономические особенности, преимущества и недостатки.
- 17 . Стратегия роста капитализации и обеспечения инвестиционной привлекательности корпоративных структур.
- 18. Ключевые факторы эффективности надлежащего корпоративного управления.
- 19. Прогнозирование и стратегическое планирование в корпорациях.
- 20. Управление стратегическими изменениями в корпорациях.
- 21. Оценка результатов деятельности корпоративных структур. Сбалансированная система показателей в стратегическом менеджменте корпораций: общие понятия и возможности использования.
- 22. Особенности проектирования и внедрения сбалансированной системы показателей в корпоративных структурах.
- 23. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью.
- 24. Условия, причины, типы и содержание корпоративных конфликтов.
- 25. Стратегии управления межкорпоративными конфликтами.
- 26. Стратегии управления взаимодействием крупных корпоративных структур с предприятиями среднего и малого бизнеса.
- 27. Эффективные корпоративные стратегии: разработка и реализация в условиях экономического кризиса.
- 28. Кодексы корпоративного поведения: основные положения, результаты применения.
- 29. Корпоративная социальная ответственность как управленческая проблема.
- 30. Понятие «независимый директор», его статус, основные направления деятельности.
- 31. Предпосылки и факторы реорганизации корпоративных структур
- 32. Модели и стратегии ценообразования внутри холдинговых структур
- 33. Диверсификация как стратегия развития в российских корпорациях
- 34. Государственные корпорации: механизм создания и сферы функционирования
- 35. Рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности корпораций
- 36. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление: соотношение понятий
- 37. Методы прогнозирования в корпоративных образованиях
- 38. Социальное партнерство, формирование отношений руководства корпораций с работниками
- 39.Корпоративные дефолты и способы их предотвращения
- 40. Стратегический корпоративный реинжиниринг
- 41. Лоббизм как объект корпоративного управления
- 43. Риски в корпоративном менеджменте
- 44. Корпоративная бизнес-модель: формирование и факторы трансформации