5.Сущность, этапы, характеристики и функции управления
Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече-ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Теория управления -- это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, мето-дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при-нятия управленческих решений и управления вообще.
В социологической и управленческой литературе сло-жились различные подходы к управлению.
Управление как наука представляет собой систему зна-ний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.
Управление как искусство -- это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
Управление как процесс -- это совокупность управ-ленческих действий, направленных на достижение постав-ленных целей.
Управление как аппарат -- совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен-ных целей.
В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозна-ченные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управ-ления -- государство), общественное управления (субъект управления -- общество и его структуры), менеджмент (субъект управления -- предприниматель, собственник).
Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной со-ставляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель-ности, выделившейся в процессе разделения управленче-ского труда, которая осуществляется специальными при-емами и средствами.
В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось единого подхода к классифика-ции функций управления.
Так А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточ-нил классификацию, предложив семь функций: планиро-вание, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в облас-ти управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руко-водство) и контролирование. Г. Кунц и С. О'Доннел - планирование, организацию, комплектование штатов, ру-ководство и лидерство, контроль.
Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия - цель), планирова-ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.
Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, вза-имосвязана с главной целью организации и другими под-целями, адресна и контролируема.
Функция планирования реализуется через план, кото-рый представляет собой целенаправленный комплекс ме-роприятий, содействующих достижению поставленных це-лей в соответствии с задачами развития самой организа-ции, ее потенциалом.
Функция организации непосредственно связана с реа-лизацией разработанного плана. Она характеризуется преж-де всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также уста-новлением взаимосвязей между различными направления-ми деятельности. Таким образом, важным моментом в орга-низации является четкость функциональных обязаннос-тей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.
Эффективность предпринимаемых действий зависит все-цело от уровня и характера мотивации к развитию со-трудниками организации, поэтому формирование позитив-ной мотивации у сотрудников, направленной на достиже-ние профессионального роста и благополучия организа-ции, является одним из важных условий.
Главная задача координирования - достижение согла-сованности в работе всех звеньев организации путем уста-новления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливает-ся взаимодействие между всеми элементами системы уп-равления, маневрирование ресурсами, обеспечивается един-ство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой коман-ды и персонала организации.
Под функцией контроля следует понимать вид управ-ленческой деятельности, благодаря которому можно удер-жать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или пла-нами. Функция контроля осуществляется по двум на-правлениям:
контроль за выполнением работ, намеченных пла-ном;
меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Главные инструменты выполнения этой функции -- на-блюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее приня-тых планов. Эффективно поставленный контроль обяза-тельно должен быть ориентирован на результат, быть объек-тивным, своевременным, экономичным и простым.
Функция оценки в системе управления призвана обес-печить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, ру-ководителем и т. д.).
Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается новая культура управлен-ческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социаль-ного результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, опера-ций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнитель-но недавно ступила на новый для нее путь рыночных от-ношений, не пройдя длительного этапа социализации рын-ком. Процессу трансформации подверглись все сферы об-щественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, став-шие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях. Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений находится в ис-следовательском поле социологической науки, а психоло-гическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о при-роде социального управления, его закономерностях функ-ционирования и развития.
- 1.Социология управления как отрасль социологической науки: объект, предмет, методы, отличие от менеджмента.
- 2.Предпосылки идей правления
- 3.История развития социологии управления на Западе
- 4.Развитие российской социологии управления
- 5.Сущность, этапы, характеристики и функции управления
- 6.Сущность, содержание, структура и функции социального управления
- 7.Государство — главный субъект социального управления. Социальное содержание муниципального управления.
- 8.Социологический мониторинг и статистические данные в социальном управления
- 9.Система управления как совокупность социальных отношений
- 10.Власть и авторитет.
- 11. Лидерство: типологии и функции
- 12.Сущность, принципы и отличительные особенности организационного развития
- 13. Организационные изменения
- 14.Организационные структуры управления: сущность и типы
- 15.Целеполагания в управлении. Роль и функции целей в организации. Классификация целей
- 16. Дерево целей: характеристика, принципы построения
- 17.Сущность и виды управленческого решения
- 18. Модели процесса принятия решений в организации
- 4.1 Методы моделирования.
- 4.1.1 Модели теории игр.
- 4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания.
- 4.1.3 Модели управления запасами.
- 4.1.4 Модели линейного программирования.
- 4.2 Методы экспертных оценок.
- 4.3 Модели принятия решений в организации.
- 4.3.1 Рациональная модель
- 4.3.2 Модель ограниченной рациональности.
- 4.3.3 Политическая модель.
- 19. Разработка и принятие управленческого решения
- 20. Корпоративная культура: понятие, структура (ценностно-нормативная, игровая, имиджевая), функции.
- 21.Модели корпоративной культуры: модель э. Шейна; модель ф. Харриса и р. Морана.
- 22.Основные типологии корпоративных культур
- 23.Методы диагностики корпоративной культуры
- 24.Управление корпоративной культурой: формирование, поддержание, изменение.
- 25. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность
- 26. Модели кадрового менеджмента
- 27. Понятие, типы и этапы построения кадровой политики
- 28. Деятельность по управлению персоналом современной организации
- 29. Поиск, отбор и набор персонала
- Процесс отбора персонала выступает в виде совокупности следующих этапов:
- 30.Понятие, типы и направленность коммуникационных процессов в управленческой деятельности
- 31.Коммуникационные барьеры. Способы оптимизации коммуникации в организациях
- 32.Стратегический менеджмент
- 33. Инновационный менеджмент
- 34. Управление качеством
- 35. Корпоративный менеджмент
- 36 Управление проектами
- 37. Антикризисное управление