logo
ответы по соц управления

8.Социологический мониторинг и статистические данные в социальном управления

В системе социального мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статистический мониторинг.

Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе пере­мен на основе исследований и анализа массовых представлений о них. Его главная задача - получение новой, нужной и систематизи­рованной социологической информации, причем не единовремен­но, а систематически, через небольшие периоды времени.

При мониторинговой форме исследования, как правило, прово­дятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опро­сы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг - это система получения количе­ственных характеристик, а именно: статистических показателей и коэффициентов о различных сторонах жизни общества.

Главная цель статистического мониторинга - сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической ста­тистики, необходимого для эффективного анализа явлений в поли­тической, экономической, социальной и в других сферах.

Социологический и статистический мониторинги предоставля­ют различную информацию: социологический мониторинг учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а статистический мониторинг дает описание различных явлений с помощью объективных количественных характеристик. Однако, несмотря на различие в характере социологических и статистических данных, принципы организации подсистем социологического и статистичес­кого мониторинга совпадают, и обе эти системы, объединяясь, обра­зуют единую систему социального мониторинга.

Социальный мониторинг - это разветвленная система получе­ния, обработки и хранения социологической и статистической ин­формации по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Основными чертами социального мониторинга являются:

- охват наиболее значительных социальных явлений в стране;

- наличие определенного постоянного состава показате­лей и индикаторов (социологических и статистических);

- наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользо­вателя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;

- передача данных по каналам связи на центр, их обработка и хранение;

- проведение мониторинга из единого организационного центра;

- организация доступа потребителей к имеющейся информации. Важнейшей задачей реализации функций системы социального

мониторинга является организация комплексной обработки стати­стической и социологической информации.

При проведении социального мониторинга необходимо соблю­дение следующих принципов сбора данных:

- проведение социологических опросов и статистического наблю­дения на одних и тех же территориях или административных едини­цах;

- согласованность сроков сбора социологических и статисти­ческих данных;

- единообразие выходных форм для получения данных;

- отработка критериев корреляции социологических и статис­тических данных;

- наличие, сохранение и пополнение единого банка социаль­ной информации.