logo
ответы по соц управления

21.Модели корпоративной культуры: модель э. Шейна; модель ф. Харриса и р. Морана.

Модель Э. Шейна (1986 г.)*

Культурные индикаторы: например, язык, одежда,

ритуалы, история, архитектура

Принятые ценности и нормы

(официальные и неофициальные)

Базовые представления о людях и мире (мировоззрение)

Рис. 1. Модель корпоративной культуры Э. Шейна

1-й уровень формируют базовые представления о людях и мире:

– об окружающей среде организации;

– об истине внутри организации;

– о природе людей: внутреннее представление об общих человеческих характерис-

тиках;

– о природе человеческих поступков, в частности представления об активности и о

работе;

– о природе межличностных отношений.

Эти в своем большинстве неосознаваемые и непланируемые базовые предпосылки

не являются изолированными друг от друга, а составляют вместе образ. И если пытаться

понять культуру организации, нужно сначала понять ее мировоззрение. А мировоззрение организации находит свое отражение в конкретных ценностях и

стандартах поведения (2-й уровень). Что под этим понимается? Непредписанные направ-

ления поведения, запреты и т. д., которые члены организации разделяют в большей или

меньшей степени. Некоторые организации пытаются зафиксировать эти образцы и фор-

мируют так называемую философию менеджмента/организации.

Вместе базовые предпосылки и вытекающие стандарты поведения дают толчок к

развитию приоритетов организации (что является своим/чужим и т. д.).

Эти более или менее неосознанные и невидимые предпосылки и стандарты прояв-

ляются на 3-м уровне – уровне символов и знаков. На этом уровне невидимые ценности

становятся вполне видимыми, ощущаемыми, интерпретируются с помощью символов, об-

рядов и т. д. Посредством элементов 3-го уровня организационная культура передается

новым работникам. Символы и знаки составляют видимую часть организационной куль-

туры, но рассматриваются не сами по себе, а вместе с 1-м и 2-м уровнями.

К элементам 3-го уровня относятся истории, легенды об основателях организации о

важных событиях. Следующий элемент – это праздники и ритуалы. А также приветствие и

прием посетителей, архитектурное решение зданий и помещений, одежда, язык и т. д.

3.2.2. Модель Ф. Харриса и Р. Морана*

1. Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие

работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее прояв-

ление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудни-

чество, а в других – через индивидуализм).

2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письмен-

ной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуни-

кации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббре-

виатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональ-

ной и территориальной принадлежности организаций).

3. Внешний ____b0265026вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и

спецодежды, деловых стилей и т. п. подтверждают наличие множества микро-

культур).

4. Что и как едят люди, привычки, традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие и отсутствие на предприятии специально отведенных для этого мест; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация на питание; периодичность и продолжительность приемов пищи; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.).

5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и

поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени).

6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудро-

сти и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и

т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения

конфликтов).

7. Ценности (как набор критериев оценки того, что является хорошим, а что плохим)

и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного ти-

па поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положе-

ние, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются.

8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство,

успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и

т. п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии

и т. п.; влияние религии и морали).

9. Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; ставка на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание примата логики в рассуждениях и действиях или отказ от него; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин).

10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек – машина»; индивидуальная

или групповая работа; продвижение по службе).