21.Модели корпоративной культуры: модель э. Шейна; модель ф. Харриса и р. Морана.
Модель Э. Шейна (1986 г.)*
Культурные индикаторы: например, язык, одежда,
ритуалы, история, архитектура
Принятые ценности и нормы
(официальные и неофициальные)
Базовые представления о людях и мире (мировоззрение)
Рис. 1. Модель корпоративной культуры Э. Шейна
1-й уровень формируют базовые представления о людях и мире:
– об окружающей среде организации;
– об истине внутри организации;
– о природе людей: внутреннее представление об общих человеческих характерис-
тиках;
– о природе человеческих поступков, в частности представления об активности и о
работе;
– о природе межличностных отношений.
Эти в своем большинстве неосознаваемые и непланируемые базовые предпосылки
не являются изолированными друг от друга, а составляют вместе образ. И если пытаться
понять культуру организации, нужно сначала понять ее мировоззрение. А мировоззрение организации находит свое отражение в конкретных ценностях и
стандартах поведения (2-й уровень). Что под этим понимается? Непредписанные направ-
ления поведения, запреты и т. д., которые члены организации разделяют в большей или
меньшей степени. Некоторые организации пытаются зафиксировать эти образцы и фор-
мируют так называемую философию менеджмента/организации.
Вместе базовые предпосылки и вытекающие стандарты поведения дают толчок к
развитию приоритетов организации (что является своим/чужим и т. д.).
Эти более или менее неосознанные и невидимые предпосылки и стандарты прояв-
ляются на 3-м уровне – уровне символов и знаков. На этом уровне невидимые ценности
становятся вполне видимыми, ощущаемыми, интерпретируются с помощью символов, об-
рядов и т. д. Посредством элементов 3-го уровня организационная культура передается
новым работникам. Символы и знаки составляют видимую часть организационной куль-
туры, но рассматриваются не сами по себе, а вместе с 1-м и 2-м уровнями.
К элементам 3-го уровня относятся истории, легенды об основателях организации о
важных событиях. Следующий элемент – это праздники и ритуалы. А также приветствие и
прием посетителей, архитектурное решение зданий и помещений, одежда, язык и т. д.
3.2.2. Модель Ф. Харриса и Р. Морана*
1. Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие
работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее прояв-
ление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудни-
чество, а в других – через индивидуализм).
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письмен-
ной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуни-
кации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббре-
виатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональ-
ной и территориальной принадлежности организаций).
3. Внешний ____b0265026вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и
спецодежды, деловых стилей и т. п. подтверждают наличие множества микро-
культур).
4. Что и как едят люди, привычки, традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие и отсутствие на предприятии специально отведенных для этого мест; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация на питание; периодичность и продолжительность приемов пищи; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.).
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и
поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени).
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудро-
сти и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и
т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения
конфликтов).
7. Ценности (как набор критериев оценки того, что является хорошим, а что плохим)
и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного ти-
па поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положе-
ние, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются.
8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство,
успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и
т. п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии
и т. п.; влияние религии и морали).
9. Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; ставка на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание примата логики в рассуждениях и действиях или отказ от него; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин).
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек – машина»; индивидуальная
или групповая работа; продвижение по службе).
- 1.Социология управления как отрасль социологической науки: объект, предмет, методы, отличие от менеджмента.
- 2.Предпосылки идей правления
- 3.История развития социологии управления на Западе
- 4.Развитие российской социологии управления
- 5.Сущность, этапы, характеристики и функции управления
- 6.Сущность, содержание, структура и функции социального управления
- 7.Государство — главный субъект социального управления. Социальное содержание муниципального управления.
- 8.Социологический мониторинг и статистические данные в социальном управления
- 9.Система управления как совокупность социальных отношений
- 10.Власть и авторитет.
- 11. Лидерство: типологии и функции
- 12.Сущность, принципы и отличительные особенности организационного развития
- 13. Организационные изменения
- 14.Организационные структуры управления: сущность и типы
- 15.Целеполагания в управлении. Роль и функции целей в организации. Классификация целей
- 16. Дерево целей: характеристика, принципы построения
- 17.Сущность и виды управленческого решения
- 18. Модели процесса принятия решений в организации
- 4.1 Методы моделирования.
- 4.1.1 Модели теории игр.
- 4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания.
- 4.1.3 Модели управления запасами.
- 4.1.4 Модели линейного программирования.
- 4.2 Методы экспертных оценок.
- 4.3 Модели принятия решений в организации.
- 4.3.1 Рациональная модель
- 4.3.2 Модель ограниченной рациональности.
- 4.3.3 Политическая модель.
- 19. Разработка и принятие управленческого решения
- 20. Корпоративная культура: понятие, структура (ценностно-нормативная, игровая, имиджевая), функции.
- 21.Модели корпоративной культуры: модель э. Шейна; модель ф. Харриса и р. Морана.
- 22.Основные типологии корпоративных культур
- 23.Методы диагностики корпоративной культуры
- 24.Управление корпоративной культурой: формирование, поддержание, изменение.
- 25. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность
- 26. Модели кадрового менеджмента
- 27. Понятие, типы и этапы построения кадровой политики
- 28. Деятельность по управлению персоналом современной организации
- 29. Поиск, отбор и набор персонала
- Процесс отбора персонала выступает в виде совокупности следующих этапов:
- 30.Понятие, типы и направленность коммуникационных процессов в управленческой деятельности
- 31.Коммуникационные барьеры. Способы оптимизации коммуникации в организациях
- 32.Стратегический менеджмент
- 33. Инновационный менеджмент
- 34. Управление качеством
- 35. Корпоративный менеджмент
- 36 Управление проектами
- 37. Антикризисное управление