Подход с позиции выделения различных школ в управлении
Школы:
- школа научного управления
- административная (классическая)
- психологии и человеческих отношений
- науки управления (количественная школа)
Каждая школа внесла определенный вклад.
Школа научного управления. 1885-1920 гг. Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт. Полагали что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Первая фаза школы – анализ содержания работы и определение его основных компонент. Важным вкладом было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Предусматривалось также время отдыха. Ключевым элементов было, что люди, которые производили больше, вознаграждались тоже больше. Научное управление выступало в защиту выделения научных функций планирования от !!!!
Классическая школа 1920-1950 гг. Авторы занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. Специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом. Тейлор и Гилберт начинали работу простыми рабочими. Анри Файоль – отец менеджмента. Линдалл Урвик консультант по вопросам управления в Англии. Джеймс Муни работал в дженерал моторс.
Цель – создание универсальных принципов управления.
Принципы затрагивали два аспекта:
- профессиональный системы управления организацией
- построение структуры организации и управление работниками. Построение единогласия, согласно которому работник должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему одному
Школа человеческих отношений 1930-1950 гг. Называется иногда неоклассической школой. Движение за человеческие отношение это два Мери Паркер, Фоллер, Мэйо. Менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Силы, возникающие меду людьми, могли превосходить все силы, возникающие между руководителями. Мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, а различные потребности.
Наука управления (количественный подход) 1950 гг - наше время. Фредерик Тейлор. Ввел понятие исследование операций и моделей (применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывают модель ситуации. После создания модели некоторые количественные значения задаются переменными. Это позволяет оперативно сравнить и описать каждую переменную. Ключевой характеристикой является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.
Процессный подход — деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно такой подход помог увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления. Последовательность начала действие по выполнению функций т.к. осуществление много контурной обратной связи приводит к одновременному осуществлнеию функций. Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. Классификация процессов базируется на их роли создания дополнительных ценностей, т.е. Процессы: основные, которые связаны непосредственно с производством продукции (конвейер); обеспечивающие — осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом); управленческие — которые включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения. Все перечисленные процессы связаны и образуют единую систему.
Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов), основная система теории — любое решение, действие имеет последствия для всей системы. По мере усложнения связи организации с внешней средой акцент переносится на выявления и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировываются черты модели организации как открытой системы.
Ситуационный подход. ???. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы внутренние переменные: цели, структура, ресурсы, культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.
- Организация предприятия
- Менеджмент как вид деятельности
- Менеджмент как наука.
- Эволюция управления, как научная дисциплина
- Подход с позиции выделения различных школ в управлении
- Организация как система управления
- Внешняя среда. Ее влиние на организацию
- Правительственные и общественные организации
- Политические факторы.
- Внутренняя среда организации
- Жизненный цикл организации
- Графическая модель жизненного цикла организации.
- Этапы жизненного цикла организации:
- Организационные структуры управления
- Классификация управленческих решений