logo
Ответы к экзамену

Метод групповой взаимозаменяемости, методы регулирования и пригонки?

Метод групповой взаимозаменяемости при селективной сборке

Сущность метода групповой взаимозаменяемости заключается в изготовлении деталей со сравнительно широкими технологически выполнимыми допуска­ми, выбираемыми из соответствующих стандартов, сортировке деталей на рав­ное число групп с более узкими групповыми допусками и сборке их (после ком­плектования) по одноименным группам. Такую сборку называют селективной.

Метод групповой взаимозаменяемости применяют, когда средняя точность раз­меров цепи очень высокая и экономически неприемлемая.

При селективной сборке (в посадках с зазором и натягом) наибольшие зазоры и натяги уменьшаются, а наименьшие увеличиваются, приближаясь с увеличением числа групп сортировки к среднему значению зазора или натяга для дан­ной посадки, что делает соединения более стабильными и долговечными (рис. 1 ). В переходных посадках наибольшие натяги и зазоры уменьшаются, приближаясь с увеличением числа групп сортировки к значению натяга или за­зора, которое соответствует серединам полей допусков деталей.

Для установления числа групп п сортировки деталей необходимо знать требуе­мые предельные значения групповых зазоров или натягов, которые находят из условия обеспечения наибольшей долговечности соединения, либо допускаемое значение группового допуска ТDгр или Тdгр, определяемое экономической точно­стью сборки и сортировки деталей, а также возможной погрешностью их формы. Отклонения формы не должны превышать группового допуска, иначе одна и та же деталь может попасть в разные (ближайшие) группы в зависимости от того, в каком сечении она измерена при сортировке.

Рис. 1 Схемы сортировки деталей на группы

При селективной сборке изделий с посадкой, в которой ТD = Тd, групповой зазор или натяг остаются постоянными при переходе от одной группы к другой (рис. 1, а).

При ТD > Тd групповой зазор (или натяг) при переходе от одной группы к дру­гой не остается постоянным (рис. 1, б), следовательно, однородность соедине­ний не обеспечивается, поэтому селективную сборку целесообразно применять только при ТD = Тd.

Селективную сборку применяют не только в сопряжениях гладких деталей ци­линдрической формы, но и в более сложных по форме деталях (например, резьбовых). Селективная сборка позволяет в п раз повысить точность сборки (точ­ность соединения) без уменьшения допусков на изготовление деталей или обеспечить заданную точность сборки при расширении допусков до экономиче­ски целесообразных величин.

Вместе с тем селективная сборка имеет недостатки: усложняется контроль (тре­буются больший штат контролеров, более точные измерительные средства, кон­трольно-сортировочные автоматы); повышается трудоемкость процесса сборки (в результате создания сортировочных групп); возможно увеличение незавер­шенного производства вследствие разного числа деталей в парных группах.

Для сокращения объемов незавершенного производства, образующегося при се­лективной сборке, применяют статистические методы анализа фактического рас­пределения размеров по группам и вводят необходимую корректировку в мето­дику распределения по группам.

Метод регулирования и пригонки

Метод регулирования. Под методом регулирования понимают расчет размерных цепей, при котором требуемая точность исходного (замыкающего) звена дости­гается преднамеренным изменением без удаления материала (регулированием) одного из заранее выбранных составляющих размеров, называемого компенси­рующим (на схеме размерной цепи компенсирующее звено заключают в пря­моугольник). Роль компенсатора обычно выполняет специальное звено в виде прокладки, регулируемого упора, клина и т. д. При этом по всем остальным раз­мерам цепи детали обрабатывают по расширенным допускам, экономически приемлемым для данных производственных условий.

Номинальный размер компенсирующего звена Ак

.

Значение АК берут со знаком плюс, если размер является увеличивающим, и ми­нус - для уменьшающих размеров.

Допуск замыкающего звена

,

где ТА - заданный допуск исходного размера, определяемый исходя из экс­плуатационных требований;

ТАj - принятые расширенные технологически выполнимые допуски состав­ляющих размеров;

VК - наибольшее возможное расчетное отклонение, выходящее за пределы поля допуска исходного звена, подлежащее компенсации.

Замыкающий размер изменяют (регулируют) с помощью компенсаторов, кото­рые могут быть неподвижными и подвижными. Неподвижные компенсаторы чаще всего выполняют в виде промежуточных колец, набора прокладок и других подобных сменных деталей.

Толщина S каждой сменной прокладки должна быть меньше допуска исходного размера ТА и определяется по выражению

S = (VК / N) < ТА ,

где N - количество прокладок.

Необходимо, чтобы N > (VК/ТА).

Для условий, когда допуском на изготовление компенсатора ТК можно пренеб­речь, обычно принимают

N > ( VК / TA) + 1.

Если этого сделать нельзя, то формула принимает вид

.

Округляя значение S до ближайшего меньшего нормального размера, получают окончательное число сменных прокладок N = (VK / S ).

Метод пригонки. При этом методе предписанная точность исходного размера достигается дополнительной обработкой при сборке детали по одному из зара­нее намеченных составляющих размеров цепи. Здесь детали по всем размерам, входящим в цепь, изготовляют с допусками, экономически приемлемыми для данных условий производства. Чтобы осуществлять пригонку по предваритель­но выбранному размеру, необходимо по этому размеру оставлять припуск, доста­точный для компенсации исходного размера. Этот припуск должен быть наи­меньшим для сокращения объема пригоночных работ.