Место маркетинга в управлении организацией
Маркетинг - это, с одной стороны, разработка и осуществление системы мер воздействия на рынок товаров или услуг, производимых данной организацией, а с другой - переориентация на него ее производственной деятельности, определение масштабов и характера производства и продаж.
Предпосылками появления маркетинга стали: расширение ассортимента товаров и превышение предложения над спросом; усложнение процесса их разработки, производства и сбыта; усиление конкуренции; ускорение темпов социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастание неопределенности хозяйственной жизни.
В этих условиях маркетинг облегчает создание и реализацию товара или услуги, в наибольшей степени соответствующих потребностям рынка, а также воздействие на потребителя, спрос и рынок с целью оптимизации объема прибыли.
Основными функциями маркетинга являются: 1) аналитическая, состоящая в изучении рынка, его структуры, которую образуют контрагенты, конкуренты, посредники, а также общей (внутренней и внешней) ситуации деятельности фирмы; 2) производственная, предполагающая разработку новых товаров; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции; 3) сбытовая, "ведающая" организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен; 4) управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем маркетинговых мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями.
Деятельность по управлению маркетингом заключается в анализе рыночных возможностей, отборе целевых рынков, выборе и разработке конкретного товара, нахождении для него рыночной "ниши", определении основ ценовой политики, методов распространения товара; создании комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию потребителей; координации маркетинговых мероприятий (организация служб маркетинга, планирование, контроль и пр.).
Известный американский исследователь Ф. Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом.
Концепция совершенствования производства, утверждающая, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Это требует усилий по улучшению техники, технологии и организации их производства и распределения, снижению затрат. Такой подход целесообразен, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможности уменьшить себестоимость.
Концепция совершенствования товара, полагающая, что потребители будут более благосклонны к товарам наивысшего качества с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.
Концепция интенсификации коммерческих усилий, суть которой состоит в том, что потребители не станут приобретать товары в достаточных количествах без активной рекламы и дополнительного стимулирования со стороны продавцов.
Концепция маркетинга, в соответствии с которой залогом достижения целей организации является правильное определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективным и продуктивным, чем у конкурентов, способом. Таким образом, эта концепция исходит из нужд потребителей и их суверенитета.
Концепция социально-этического маркетинга, которая дополняет положения предыдущей концепции такими условиями, как одновременное сохранение и укрепление благополучия каждого потребителя и общества в целом.
- Качество и его составляющие элементы
- Этапы развития системы управления качеством
- Сертификация и стандартизация как элементы управления качеством
- Персонал и его численность
- Структура персонала
- Деятельность службы персонала
- Организация набора кадров
- Адаптация работников
- Методы оценки персонала
- 1. Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.
- 2. Комбинированные методы. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики.
- 3. Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.
- Понятие и виды инноваций
- Этапы инновационного процесса
- Организационные формы инновационной деятельности
- 1 Крупные формы организации инновационной деятельности
- 2 Специфические формы организации инновационной деятельности
- 3 Малые формы инновационной деятельности
- Понятие управленческой информации
- Информационная база данных
- Этапы обмена информацией
- Место маркетинга в управлении организацией
- Управление контактами с потребителями
- Понятие и виды риска
- Общие подходы к управлению риском
- Сущность и содержание персонального менеджмента
- Финансы организации и финансовый менеджмент
- Функции финансов
- Предприятие и управление им
- Принцип здравого смысла.
- Технико-производственная база предприятия
- Технологические процессы
- Виды техпроцессов
- Этапы тп
- Организация производственного процесса
- Рабочее место специалиста
- Условия труда работников организации
- Понятие и сущность менеджмента. Межпредметные связи
- Виды менеджмента и их общая характеристика
- Функции менеджмента
- Принципы менеджмента
- Особенности современного менеджмента