Понятие и виды риска
Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.
Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.). С другой стороны, риск - это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.
Выделяют следующие функции риска:
1) инновационная. Рисковое решение может вести к более эффективному производству;
2) регулирующая. Способность рисковать является залогом успеха организации, хотя риск может оказать на нее и дестабилизирующее влияние;
3) защитная. Риск - естественное состояние и требует от менеджера и предпринимателя воспитывать терпимость к неудачам;
4) аналитическая. Политика риска предполагает необходимость выбора, а следовательно, изучения и прогнозирования ситуации, составления планов.
Рассмотрим классификацию рисков.
С точки зрения источника возникновения:
Внешние риски связаны с окружением организации.
Внутренние риски связаны с особенностями самой организации.
По степени опасности для предприятия:
допустимый риск (угроза потери прибыли),
критический риск (возможность несения текущих убытков);
катастрофический риск (банкротство).
С точки зрения целесообразности
оправданный
неоправданный
По причинам возникновения выделяют:
политические риски (национализация, введение экономических ограничений, войны, конфликты, беспорядки).
технические риски (получение отрицательных результатов, недостижение поставленных целей, побочные явления, сбои, поломки).
производственные риски (снижение объемов выпуска, простои, брак; рост затрат, преждевременный износ оборудования).
предпринимательский риск - неспособность поддерживать уровень доходов на вложенный капитал.
отраслевой риск - риск изменения экономического состояния отрасли; определяется уровнем ценовой и неценовой конкуренции, легкостью или сложностью вхождения в нее, окружением;
естественные риски (экологический, риск стихийных бедствий);
коммерческие риски (невозможность реализовать продукцию или снижение объемов реализации, рост цен, падение спроса, потери качества);
инфляционный (повышение цен, снижение покупательной способности денег);
инновационный (неудачи в освоении новых рынков, продукции, технологий);
валютный риск включает экономический риск (изменение стоимости активов; снижение выручки и увеличение расходов в связи с неблагоприятными изменениями курсов).
инвестиционный риск - это риск потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, его снижения.
кредитный риск. Он возникает из-за невыполнения обязательств вследствие недобросовестности, некомпетентности, неблагоприятной общей конъюнктуры.
процентный риск. К нему относятся: риск изменения общего уровня ставки %; ставок по отдельным видам кредита.
- Качество и его составляющие элементы
- Этапы развития системы управления качеством
- Сертификация и стандартизация как элементы управления качеством
- Персонал и его численность
- Структура персонала
- Деятельность службы персонала
- Организация набора кадров
- Адаптация работников
- Методы оценки персонала
- 1. Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.
- 2. Комбинированные методы. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики.
- 3. Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.
- Понятие и виды инноваций
- Этапы инновационного процесса
- Организационные формы инновационной деятельности
- 1 Крупные формы организации инновационной деятельности
- 2 Специфические формы организации инновационной деятельности
- 3 Малые формы инновационной деятельности
- Понятие управленческой информации
- Информационная база данных
- Этапы обмена информацией
- Место маркетинга в управлении организацией
- Управление контактами с потребителями
- Понятие и виды риска
- Общие подходы к управлению риском
- Сущность и содержание персонального менеджмента
- Финансы организации и финансовый менеджмент
- Функции финансов
- Предприятие и управление им
- Принцип здравого смысла.
- Технико-производственная база предприятия
- Технологические процессы
- Виды техпроцессов
- Этапы тп
- Организация производственного процесса
- Рабочее место специалиста
- Условия труда работников организации
- Понятие и сущность менеджмента. Межпредметные связи
- Виды менеджмента и их общая характеристика
- Функции менеджмента
- Принципы менеджмента
- Особенности современного менеджмента