logo
шпоры УК

Основные положения концепции tqm.

TQM — нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами.

1. Определяющая роль руководства в мероприятиях по реформированию / реструктуризации предприятий на основе принципов ТQМ. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности фирмы, интегрировать систему управления качеством в общую модель управления компанией. 2. Основное внимание — клиентам. 3. Стратегическое планирование, достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и, как уровень удовлетворения потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и пр. 4. Вовлечение всех сотрудников 5. Подготовка персонала. 6. Награды и признание. 7. Разработка продукции и услуг должна быстро реагировать на постоянно меняющиеся и увеличивающиеся потребности и ожидания потребителей. 8. Управление процессом. 9. Качество поставщиков. 10. Информационная система. 11. Лучший опыт. 12. Постоянная оценка эффективности работы системы управления качеством.

Основы этой системной теории менеджмента качества заложены в середине XX в. Эдвардсом Демингом, долгое время проработавшим в Японии. Они включают:

В 1980-х гг. Э. Деминг разработал и внедрил программу менеджмента, четырнадцать базовых положений которой перекликаются с принципами управления А. Файоля:

  1. Постоянство цели.

  2. Новая философия.

  3. Покончите с зависимостью от массового контроля — уничтожьте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения высокого качества.

  4. Покончите с практикой закупок по самой низкой цене — откажитесь от оценки и выбора поставщиков, принимая во внимание только цены на их продукцию.

  5. Улучшайте каждый процесс в целях достижения более высокого качества, повышения производительности и уменьшения затрат.

  6. Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке кадров.

  7. Учредите «лидерство».

  8. Изгоняйте страхи — поощряйте эффективные двусторонние связи, используйте другие средства для искоренения страха.

  9. Разрушайте барьеры между подразделениями, службами, отделами.

  10. Откажитесь от использования плакатов, лозунгов.

  11. Устраните произвольно установленные задания и количественные нормы — откажитесь от рабочих инструкций и стандартов, устанавливающих производственные нормы.

  12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом.

  13. Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию.

  14. Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.

В теории TQM принято выделять восемь принципов менеджмента на основе качества:

Опыт внедрения TQM в российскую практику позволяет выделить пять основных составляющих: