logo search
ГОС наш вар

Цели и методы ценообразования. Виды цен.

В рыночном ценообразовании следует различать 2 подхода: маркетинговый и финансовый. Маркетинговый предполагает определение цен в первую очередь для потребителя, а затем уже для участников каналов распределения. Финансовый подход формирует цену исходя их себестоимости, к величине которой добавляют желательную прибыль для получения продажной цены.

Ценообразующие факторы:

-соотношение спроса и предложения ( на спрос оказывают влияние количество покупателей, их доходы, изменение цен на товары; на предложение влияют изменение себестоимости, цены на ресурсы, налоги, число продавцов на рынке. Под воздействием этих факторов происходят изменения в спросе и предложении, что ведет к колебаниям цен)

-эластичность (характеризует чувствительность потребителей к изменению цены, это изменение объема продаж к изменению цен, если это соотношение меньше единицы, то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться, лучше понизить цену и выручка будет расти за счет повышения спроса),

-характер рынка (в России распространена монополия с большим числом крупных предприятий, они получают прибыль за счет высоким цен и не стремятся к росту производства продукции, это одна из ключевых причин недостаточного прогресса в экономике России),

-государственное регулирование (вмешательство государства в процесс ценообразования для ограничения монополизма, стабилизации уровня цен, поддержки отдельных отраслей, методы гос регулирования можно разделить на прямые (замораживание цен, установление предельного уровня цен) и косвенные(через налоги) ).

Предприятию следует определить каких целей оно стремится достичь с помощью конкурентоспособной продукции? Это мб обеспечение выживаемости (когда на рынке слишком много производителей, острая конкуренция или когда у потребителей резко меняются запросы, необходимо устанавливать низкие цены в надежде на интерес покупателей), максимизация текущей прибыли ( текущим финансовым показателям отдается приоритет по сравнению с долговременными), завоевание лидерства по доли рынка ( чем больше продукции реализует предприятие, тем ниже ее себестоимость, а значит выше и стабильнее объем получаемой прибыли), завоевание лидерства по показателям качества (эта цель требует установления высоких цен на продукцию, чтобы покрыть издержки на НИОКР и тд).

Выбор метода ценообразования

Спрос устанавливает максимальную цену, уровень издержек – минимальную, конкуренты - средние цены. При выборе методик и расчете цен должны учитывать хотя бы одно из этих значений. Методы:

1. Средние издержки + прибыль, те начисление наценки на себестоимость продукции. Размеры наценки варьируются и зависят от числа посредников и от типа продукции. Этот метод популярен тк производитель больше знает об издержках, чем о спросе, почти все делают так, значит ценовая конкуренция минимальна, не приходится часто корректировать цены.

2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод требует рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, а также вероятность достижения этих результатов при каждой возможной цене продукции.

Виды цен.

  1. Цена договорная (цена реализации, цена предприятия), Ц=Сполн+Прибыль

  2. Цена посредника Ц= Цпредпр +П1 +И1, И,П – издержки и прибыль посредника

  3. Розничная цена Црозн= Цпоср+И2+П2- скидки за утрату качества по вине торговли, где П, И – издержки и прибыль торговли.