2.7 Сущность мотивации деятельности. Основные теории мотивации
Мотивация представляет собой процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в. К исторически ранним взглядам на мотивацию к труду относят политику "кнута и пряника". Эта теория мотивации предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена, и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.
Мотивационные теории можно разбить на две группы:
содержательные
процессуальные
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать.
Потребность – это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Выделяют первичные (физиологические) потребности и вторичные – потребность в успехе, власти…
Для побуждения работника к действию менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице) и внутреннее (чувство успеха). Побуждение человека всегда имеет определенную направленность и должно быть сконцентрировано на какой-то цели.
Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются:
теория иерархии потребностей А. Маслоу;
теория существования, связи и роста К. Альдерфера;
теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;
теория мотивационно-гигиеническая (двух факторов) Ф. Герцберга.
Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека.
Самовыражение (саморазвитие, самореализация)
Уважение (признание, статус)
Социальные потребности (дружба, любовь, быть членом группы)
Потребность в самосохранении (безопасность и защищенность)
Физиологические потребности (голод, жажда…)
Теория потребностей Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
В отличие от Маслоу Альдерфер объединил потребности в три группы:
1. потребности существования – включают физиологические потребности и потребности безопасности;
2. потребности связи – отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей. Сюда относятся социальные потребности, потребности признания и уважения, а также та часть потребностей безопасности по Маслоу, которая связана с групповой безопасностью;
3. потребности роста – аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и уважения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Эти три группы потребностей также расположены иерархически. Однако если по Маслоу, происходит движение только снизу вверх (когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к потребности более высокого уровня), то Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.
МакКлелланд разбил все потребности на 3 типа:
1. потребность успеха или достижения – проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели.
2. потребность причастность – проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения.
3. потребность власти – состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Люди с такими потребностями могут нуждаться во власти как таковой или для достижения групповых целей.
Эти потребности не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления.
Герцбергом была предложена двухфакторная модель потребностей:
Гигиенические факторы, которые напрямую связаны с внешними условиями трудового процесса:
- условия труда;
- заработная плата;
- статус;
- режим работы;
- отношения с коллегами;
- степень контроля.
Мотивирующие факторы, которые связаны с содержанием и характером работы:
- достижение;
- признание;
- ответственность;
- продвижение по ступеням карьеры;
- работа сама по себе.
Отсутствие мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду. Неудовлетворенность гигиенических факторов вызывает у людей неудовольствие и снижает стимулы к деятельности.
Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Они оценивают поведение человека, его восприятия и ожидания, связанные с какой-то ситуацией, и возможные последствия выбранного им типа поведения.
Имеются следующие основные процессуальные теории мотивации:
теория ожиданий В. Врума;
теория справедливости Адамса;
теория Портера-Лоулера.
Теория Врума базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также наедятся на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность следующих факторов:
ожидания результатов – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами (взаимосвязь затраты труда - результаты З-Р);
ожидания в отношении результатов – ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов (взаимосвязь результаты – вознаграждение Р-В);
валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения (удовлетворенность вознаграждением).
Если значение любого из этих факторов будет мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда низкими. Для эффективной мотивации менеджер должен установить точное соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу.
Теория Врума представлена формулой:
Мотивация = (З-Р) × (Р-В) × Валентность
Согласно теории справедливости Адамса люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Основной вывод теории справедливости состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.
Портер и Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теорию справедливости.
В них модели устанавливается соотношение между уровнем приложенных усилий, вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Согласно модели Портера-Лоулера, результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характера человека и от осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого результата может повлечь внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения, уверенность в своей компетентности), а также внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, продвижение по службе). Также в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения. Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости.
- Экономика предприятия
- Предприятие – объект и субъект предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
- Современные формы интеграции предприятий.
- Основные фонды: понятие, классификации, показатели эффективности использования.
- 4. Оборотные средства: состав, показатели оборачиваемости.
- Показатели оборачиваемости ос
- 5. Амортизация основных средств, способы начисления амортизационных сумм.
- 6. Пути улучшения использования производственных фондов предприятия.
- 7. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 8. Особенности формирования себестоимости в металлургическом производстве.
- Цели и методы ценообразования. Виды цен.
- 10. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 1. Доходы и расходы от различных видов деятельности
- 2. Операционные доходы и расходы
- 11. Рентабельность и ее виды.
- 12. Финансы предприятия, их сущность и функции.
- 13. Финансовые отношения предприятия.
- Менеджмент
- Сущность и роль менеджмента на предприятии
- Сущность и роль менеджмента.
- 2.2 Понятие организации в менеджменте, классификация организаций
- 2.3 Миссия и цели организации
- 2.4 Управленческое решение. Подходы к принятию решений. Этапы решения проблем.
- 2.5 Стили руководства и их эффективность
- 2.6 Роль и функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности
- Функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности.
- 2.7 Сущность мотивации деятельности. Основные теории мотивации
- Прогнозирование
- 1. Сущность стратегического управления
- 2. Формирование стратегических целей организации
- 3. Планирование конкурентной стратегии предприятия
- 4. Наступательные и оборонительные стратегии
- 5. Выбор стратегии предприятия и факторы его определяющие
- 6. Методы прогнозирования
- 7. Математические методы в прогнозировании.
- 4. Планирование на предприятии
- 4.1. Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.
- 2. Система планов предприятия, их взаимосвязь.
- 3. Организация плановой работы на предприятии
- 5. Планирование производства и реализации продукции металлургического предприятия.
- Балансы производственных мощностей и их назначение
- 6 Методы планирования трудовых показателей. Содержание и задачи.
- 7. Методы планирования себестоимости продукции в металлургии.
- 8. Методы планирования прибыли и рентабельности
- 9. Бизнес-планирование: задачи, методика разработки
- 5.1. Маркетинговая среда предприятия: понятие, основные составляющие
- 5.2. Жизненный цикл товара, задачи маркетинга на отдельных этапах жизненного цикла.
- 5.3. Сегментирование рынка. Критерии выделения сегментов
- 5.4. Методы исследования рынка.
- 5. Оценка конкурентоспособности металлопродукции.
- 5.6. Позиционирование товара и конкурентное преимущество товара
- 5.7. Организация службы маркетинга на предприятии.
- Экономическая оценка инвестиций
- Эффективность и ее виды. Основные принципы оценки эффективности.
- 2. Понятие инвестиций, их классификация, источники финансирования.
- Жизненный цикл инвестиционного проекта и расчетный период
- 5. Виды инвестиционных рисков. Методы учета факторов риска.
- 1. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта.
- 2. Метод расчет уровней безубыточности.
- 3. Метод вариации параметров проекта.
- 4. Метод оценки ожидаемой эффективности проекта с учетом факторов неопределенности.
- Разработка мероприятий по предупреждению и снижения инвестиционного риска
- 7.1. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста.
- 7.2. Труд и его организация.
- Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест
- 7.3. Нормы труда, их виды. Факторы, определяющие нормы труда.
- 7.4. Методы установления норм труда работникам предприятия
- 7.5. Варианты организации оплаты труда работникам предприятия.
- 7.6. Анализ организации и нормирования труда на предприятии.
- 7.7. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.
- 1. Рост производительности труда;
- 2. Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).
- 7. 8. Мотивация и стимулирование труда работников предприятия.
- Организация производства
- 1. Производственный процесс. Понятие и виды. Особенности производственных процессов в металлургии.
- 2. Принципы эффективности организации производства.
- 3. Специфика организации различных типов производства.
- 4. Способы организации производства: классификация, основные параметры.
- 5. Особенности организации производства на металлургических предприятиях.
- 6. Производственный цикл и экономическое значение его сокращения.
- 7. Особенности оп во вспомогательных и обслуживающих цехах.
- Анализ и диагностика фхд
- 1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством
- 2.Диагностика финансово-хозяйственной деятельности и ее значение для предприятия
- 3.Виды экономического анализа, их классификация и характеристика
- 4.Методы факторного анализа на примере фондоотдачи, среднегодовой выработки
- Фондоотдача
- Среднегодовая выработка
- 5.Экономическая сущность и оценка потенциала предприятия
- 6.Анализ использования основных средств предприятия и направления совершенствования их использования
- 7.Анализ использования оборотных активов предприятия. Длительность финансового и операционных циклов
- 8.Анализ производительности труда
- 9.Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
- 10.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
- 11.Комплексная оценка финансового состояния предприятия
- Логистика
- 1 Концепция и основные принципы логистического подхода
- 3 Распределительная и закупочная логистика: содержание, функции
- 4 Внутрипроизводственные логистические системы, варианты их функциональной организации
- 2. Налоговая система рф. Принципы ее построения, основные функции.
- 3 Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
- 4. Налог на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
- 5. Налог на имущество организации. Порядок его исчисления и уплаты.
- 6. Роль косвенных налогов в ценообразовании. Понятие и экономическая сущность акцизов.