2.4 Управленческое решение. Подходы к принятию решений. Этапы решения проблем.
Решение – предписание к действию или перечень конкретных необходимых мер, которые позволяют привести систему в требуемое состояние.
Решение подразумевает наличие проблемной ситуации. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному (запланированному). Сущность управленческого решения заключается в выработке плана действий по разрешению конкретной проблемы.
Классификация решений:
1. по сроку реализации: долгосрочные и краткосрочные
2. по сфере воздействия: глобальные и локальные
3. по значимости цели: стратегические и тактические
4. по характеру информации: детерминированные и вероятностные
5. по степени обязательности: директивные и рекомендательные
6. запрограммированные (для постоянно возникающих проблем, существуют формализованные подходы к решению этих проблем) и незапрограммированные (решения, которые являются новыми)
Результат любого решения может быть как положительным, так и отрицательным. Зачастую менеджер должен пойти на компромисс. Выделяются четыре принципа компромисса:
выбранная альтернатива может иметь недостатки
эффективно работающие руководители не позволяют недостаткам возможных решений парализовать их волю
непринятие решения в большинстве случаев хуже плохого решения
в отдельных случаях лучше повременить с принятием решения.
Качество и точность управленческих решений определяется ЛПР – лицо, принимающее решение. ЛПР должен учитывать объективность законов и закономерностей, знать тенденции развития отрасли, предприятия, иметь полный доступ к необходимой информации и иметь соответствующее образование как в области технических дисциплин, так и в управлении.
Используется три подхода к принятию решений:
Интуитивный. Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. ЛПР не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против". Это то, что можно назвать озарением или шестым чувством. Менеджерам часто приходится опираться на интуитивные решения.
Решение, основанное на суждениях – выбор, обусловленный знаниями, накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы прогнозировать результат выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесли успех в прошлом. Суждение как основа решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях часто повторяются. Однако лишь суждение будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна. Суждение невозможно в подлинно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основывать логический выбор.
Рациональное решение. Главное отличие от решений, основанных на суждениях, в том, что они не зависят от прошлого опыта.
Этапы рационального решения проблем:
1. Диагностика проблемы. Важнейший шаг на пути решения проблемы – это определение проблемы, диагноз полный и правильный. Существует два аспекта определения проблемы. Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Это реактивное управление, его необходимость очевидна. Во втором случае в качестве проблемы рассматривается потенциальная возможность. В этом случае проблему осознают, когда понимают, что кое-что можно сделать для улучшения дел или для извлечения выгоды. Полностью определить проблему трудно, поэтому диагностика проблемы сама по себе состоит из нескольких шагов.
Определение проблемы включает: выявление симптомов; формулировку различных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов; выявление альтернативных действий, которое может принять ЛПР, для разрешения проблем.
Можно выделить, например, следующие подходы к выявлению проблем: анализ результатов хозяйственной деятельности (при этом изучаются и анализируются отчетные и нормативные документы) и выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно предпринять. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной возникновения проблемы могут быть находящиеся вне организации силы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативные варианты.
Ограничения варьируют и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения - это недостаток средств, численности работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам или потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой.
Кроме того, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты - критерии принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. Например, принимая решение о покупке персонального компьютера, можно ориентироваться на критерий стоимости - не дороже 30 тыс. руб., а также на критерий оперативной памяти - не менее 64 мегабайт.
3. Определение альтернатив - это формулирование набора альтернативных решений, т. е. вариантов решения проблемы. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение очень большого числа альтернатив труднообозримо, должно быть согласовано с временем и ресурсами. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
4. Оценка альтернатив. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них, и возможные последствия. Почти любая альтернатива сопряжена с отрицательными аспектами, поэтому почти все управленческие решения содержат компромисс. Для сопоставления решений применяют выработанные ранее критерии. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, ее дальше нельзя рассматривать как возможную альтернативу.
Критерии выбора могут быть качественными и количественными. Желательно, чтобы критерии использовались в форме, сопоставимой с той, в которой выражена цель деятельности организации. В предпринимательстве рост продаж и прибыль - неизменные потребности и приоритеты, с которыми должны быть связаны критерии. В некоммерческой организации главная цель - это предоставление наилучших услуг при наименьших затратах.
Каждый качественный и количественный показатель варианта решения можно представить в сопоставимых величинах, если придать им определенный вес с помощью весовых коэффициентов или оценивать все показатели в баллах по определенной шкале. Например, в баллах можно оценивать и стоимость компьютера, и величину оперативной памяти, и наличие дополнительных устройств относительно какой-то выбранной эталонной модели. Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора.
5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять окончательное решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Далее необходимо утвердить это решение высшим руководством. Это обязательно, если для реализации решения требуется израсходовать материальные, денежные, людские ресурсы. Тот, кто несет ответственность за эти средства, тот и утверждает решения.
6. Реализация. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано.
7. Обратная связь - поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации еще не нанесен значительный ущерб. Оценка решения руководством выполняется с помощью функции контроля.
- Экономика предприятия
- Предприятие – объект и субъект предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
- Современные формы интеграции предприятий.
- Основные фонды: понятие, классификации, показатели эффективности использования.
- 4. Оборотные средства: состав, показатели оборачиваемости.
- Показатели оборачиваемости ос
- 5. Амортизация основных средств, способы начисления амортизационных сумм.
- 6. Пути улучшения использования производственных фондов предприятия.
- 7. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 8. Особенности формирования себестоимости в металлургическом производстве.
- Цели и методы ценообразования. Виды цен.
- 10. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 1. Доходы и расходы от различных видов деятельности
- 2. Операционные доходы и расходы
- 11. Рентабельность и ее виды.
- 12. Финансы предприятия, их сущность и функции.
- 13. Финансовые отношения предприятия.
- Менеджмент
- Сущность и роль менеджмента на предприятии
- Сущность и роль менеджмента.
- 2.2 Понятие организации в менеджменте, классификация организаций
- 2.3 Миссия и цели организации
- 2.4 Управленческое решение. Подходы к принятию решений. Этапы решения проблем.
- 2.5 Стили руководства и их эффективность
- 2.6 Роль и функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности
- Функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности.
- 2.7 Сущность мотивации деятельности. Основные теории мотивации
- Прогнозирование
- 1. Сущность стратегического управления
- 2. Формирование стратегических целей организации
- 3. Планирование конкурентной стратегии предприятия
- 4. Наступательные и оборонительные стратегии
- 5. Выбор стратегии предприятия и факторы его определяющие
- 6. Методы прогнозирования
- 7. Математические методы в прогнозировании.
- 4. Планирование на предприятии
- 4.1. Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.
- 2. Система планов предприятия, их взаимосвязь.
- 3. Организация плановой работы на предприятии
- 5. Планирование производства и реализации продукции металлургического предприятия.
- Балансы производственных мощностей и их назначение
- 6 Методы планирования трудовых показателей. Содержание и задачи.
- 7. Методы планирования себестоимости продукции в металлургии.
- 8. Методы планирования прибыли и рентабельности
- 9. Бизнес-планирование: задачи, методика разработки
- 5.1. Маркетинговая среда предприятия: понятие, основные составляющие
- 5.2. Жизненный цикл товара, задачи маркетинга на отдельных этапах жизненного цикла.
- 5.3. Сегментирование рынка. Критерии выделения сегментов
- 5.4. Методы исследования рынка.
- 5. Оценка конкурентоспособности металлопродукции.
- 5.6. Позиционирование товара и конкурентное преимущество товара
- 5.7. Организация службы маркетинга на предприятии.
- Экономическая оценка инвестиций
- Эффективность и ее виды. Основные принципы оценки эффективности.
- 2. Понятие инвестиций, их классификация, источники финансирования.
- Жизненный цикл инвестиционного проекта и расчетный период
- 5. Виды инвестиционных рисков. Методы учета факторов риска.
- 1. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта.
- 2. Метод расчет уровней безубыточности.
- 3. Метод вариации параметров проекта.
- 4. Метод оценки ожидаемой эффективности проекта с учетом факторов неопределенности.
- Разработка мероприятий по предупреждению и снижения инвестиционного риска
- 7.1. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста.
- 7.2. Труд и его организация.
- Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест
- 7.3. Нормы труда, их виды. Факторы, определяющие нормы труда.
- 7.4. Методы установления норм труда работникам предприятия
- 7.5. Варианты организации оплаты труда работникам предприятия.
- 7.6. Анализ организации и нормирования труда на предприятии.
- 7.7. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.
- 1. Рост производительности труда;
- 2. Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).
- 7. 8. Мотивация и стимулирование труда работников предприятия.
- Организация производства
- 1. Производственный процесс. Понятие и виды. Особенности производственных процессов в металлургии.
- 2. Принципы эффективности организации производства.
- 3. Специфика организации различных типов производства.
- 4. Способы организации производства: классификация, основные параметры.
- 5. Особенности организации производства на металлургических предприятиях.
- 6. Производственный цикл и экономическое значение его сокращения.
- 7. Особенности оп во вспомогательных и обслуживающих цехах.
- Анализ и диагностика фхд
- 1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством
- 2.Диагностика финансово-хозяйственной деятельности и ее значение для предприятия
- 3.Виды экономического анализа, их классификация и характеристика
- 4.Методы факторного анализа на примере фондоотдачи, среднегодовой выработки
- Фондоотдача
- Среднегодовая выработка
- 5.Экономическая сущность и оценка потенциала предприятия
- 6.Анализ использования основных средств предприятия и направления совершенствования их использования
- 7.Анализ использования оборотных активов предприятия. Длительность финансового и операционных циклов
- 8.Анализ производительности труда
- 9.Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
- 10.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
- 11.Комплексная оценка финансового состояния предприятия
- Логистика
- 1 Концепция и основные принципы логистического подхода
- 3 Распределительная и закупочная логистика: содержание, функции
- 4 Внутрипроизводственные логистические системы, варианты их функциональной организации
- 2. Налоговая система рф. Принципы ее построения, основные функции.
- 3 Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
- 4. Налог на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
- 5. Налог на имущество организации. Порядок его исчисления и уплаты.
- 6. Роль косвенных налогов в ценообразовании. Понятие и экономическая сущность акцизов.