logo
ГОС наш вар

5. Выбор стратегии предприятия и факторы его определяющие

Выработка стратегии, или стратегический выбор, является третьим этапом системы стратегического управления, осуществляемым после того, как проведен анализ внутренней и внешней среды предприятия и определены миссия и цели. Анализ и выбор стратегии состоит из трех основных шагов: уяснения текущей стратегии, проведения анализа портфеля продукции и собственно выбора стратегии.

Уяснение текущей стратегии является важным условием для обоснованного выбора стратегии, так как нельзя принимать решения о «бизнесе завтра», не имея четкого представления о том, в каком состоянии находится организация сегодня и какие стратегии она реализует.

Анализ портфеля продукции проводится с целью получения представления о текущем состоянии портфеля бизнесов, продукции, на основе которого руководством фирмы могут быть сделаны прогнозы по поводу будущего состояния хозяйственного портфеля предприятия.

В стратегическом управлении анализ портфеля предприятия связан преимущественно с анализом структуры, динамики или качества совокупности или отдельных бизнесов, осуществляемых предприятием.

Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии компанией. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Поэтому необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов прежде чем начать выбор стратегии. На рис. 1 показаны основные факторы, которые определяют подходы компании к стратегии.

Рис. 1 – Факторы, влияющие на выбор стратегии компании

1) Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы ограничивают стратегические действия компании, которые она могла или должна предпринять.

Не всегда фирма может выбрать любую стратегию. Ее действия обычно ограничиваются законом, государственной политикой, социальным регулированием и позицией общества. Давление на фирму может оказываться с разных сторон: различными социальными группами, СМИ, фирма может переживать последствия негативного общественного мнения о себе, страха перед неблагоприятными политическими мероприятиями. Забота общества о своем здоровье и питании, озабоченность растущей наркоманией, проблема переработки отходов, удары, наносимые закрытием заводов-гигантов – все это также налагает свой отпечаток на выбор стратегии компании.

2) Привлекательность отрасли и условия конкуренции, т.е. стратегия компании должна максимально соответствовать специфике отрасли и конкурентной окружающей среде.

Когда компания решает, что ее присутствие в данной отрасли становится все менее привлекательным и выгоднее направлять инвестиции в какую-либо другую сферу, она может выбрать стратегию замораживания и изъятия капиталовложений. Если уровень конкуренции значительно усиливается, компания обязана предпринять какие-либо меры по защите своих позиций. Такими действиями могут быть, например, активное наступление на конкурентов, изменения в политике «цена-стоимость-прибыль», внедрение новых технологий – все, что может существенно увеличить конкурентоспособность фирмы и послужить доказательством того, что фирма пересмотрела свою стратегию.

3) Специфические рыночные возможности и угрозы

Возможности компании и угрозы внешней среды являются ключевыми факторами, влияющими на стратегию. Обе составляющие необходимо учитывать при осуществлении стратегических действий. Стратегию необходимо строить так, чтобы реализовывалось как можно больше возможностей, особенно тех, которые связаны со стабильным конкурентным преимуществом и доходностью компании. Аналогично стратегия должна быть направлена на защиту компании от внешних угроз настоящему и будущему ее положению.

Для того чтобы стратегия была успешной, необходимо тесно увязать ее с возможностями рынка и угрозами внешней среды, что обычно означает разработку наступательных мероприятий по реализации наиболее привлекательных возможностей, предлагаемых рынком, и создание оборонительных рубежей для защиты долгосрочных конкурентных позиций фирмы и ее прибыльности.

4) Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности

Опыт показывает, что в процессе разработки стратегии критерием выбора альтернатив должно быть то, что компанией делается особенно хорошо. Следует избегать построения стратегии на основе видов деятельности, которыми в компании занимались мало или вообще не занимались, т.е. стратегия должна отвечать сильным и слабым сторонам компании и конкурентным возможностям. Разумеется, бесполезно стремиться реализовать возможности компании без надлежащего опыта и ресурсов. Сильные стороны фирмы делают некоторые возможности и стратегии более приемлемыми, увеличивая вероятность их реализации. Таким же образом слабые стороны фирмы и слабое конкурентное положение накладывают отпечаток риска на определенные стратегии, а иногда вообще делают их неуместными.

5) Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров

Менеджеры небезразличны к направлению стратегического курса. На их решения очень часто влияют собственные взгляды на то, как конкурировать, какое положение должна занимать фирма и какой имидж ей следует иметь. Очень часто амбиции, ценности менеджеров, их бизнес-философия, отношения к риску и этические воззрения оказывают сильное влияние на стратегию. Иногда это происходит намеренно, а порой просто подсознательно.

6) Влияние ценностей и культуры компании на выбор стратегии

Внутрифирменные традиции, воззрения, отношения, устоявшиеся методы выполнения работы составляют культуру компании. Стратегические действия компании отражают ее культурные и управленческие ценности. Иногда взгляды и культурные ценности доминируют при выборе стратегических шагов. Это является результатом того, что ценности и воззрения настолько внедряются в сознание менеджера, что становятся определяющим фактором того, как фирма реагирует на окружающую обстановку. Сильное влияние культурных ценностей частично просматривается в деятельности компаний, которые добились превосходства в технологических разработках, постоянно внедряют новую продукцию на рынок, поставили все на карту производства продукции первоклассного качества, ориентируются на человеческий фактор и для которых важно полное удовлетворение запросов своих клиентов.