5.3. Сегментирование рынка. Критерии выделения сегментов
Сегментирование рынка – разделение рынка на четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия. Это процесс выявления групп потребителей, которые одинаково реагируют на маркетинговые действия компании и объединены между собой по определенному признаку.
Цель сегментирования – максимальное проникновение в те сегменты рынка, где предприятие получает максимальное выгоду с минимальными издержками.
Рыночный сегмент – это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукт и на набор маркетинговых стимулов.
Преимущества проведения сегментации (для предприятия):
Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке). Более точное попадание в цель при выходе нового товара, то есть хорошее знание интересов потребителей.
Обеспечивается лучшее понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств легче выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими характеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.
Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.
При разработке планов маркетинговой деятельности учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов.
Основная цель любого предприятия на долгосрочную перспективу - стать лидером в отрасли, регионе, стране. [Особенно это важно для предприятий промышленности, т.к. большие затраты на «организацию» производства продукции: приобретение и наладка оборудования, металлургических агрегатов]. Для ее достижения необходимо точно выбрать целевой сегмент.
Минусы сегментирования:
Высокие затраты (полевые исследования).
«Распыление» на несколько сегментов не всегда может быть эффективным.
Увеличение времени выхода товара на рынок.
Этапы сегментирования:
Разбивка рынка на сегменты по признакам (после проведения анализа рыночных возможностей и потребностей):
- географический – деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д. (характерно для промышленных рынков).
- демографический - деление на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как :возраст, пол, размер семьи, возраст семьи, национальность, религиозные убеждения (наиболее присуще потребительскому рынку).
- психологический– деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля (образ жизни: консерваторы, новаторы) или личностных характеристик потребителей.
- социально – экономический – деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
- поведенческая – в зависимости от повода для покупки – повседневная, время от времени, для особого случая; интенсивность потребления; степень приверженности торговой марки (важна или нет).
2. Отбор целевых сегментов – из множества сегментов выбираются целевые сегменты.
Критерии выбора целевых сегментов:
Емкость сегмента должна быть достаточной.
Доступность сегмента, возможность налаживания коммуникаций.
Перспективность сегмента.
Рентабельность сегмента, т.е. соотношение прибыли и тех затрат, которые несет предприятие при выходе на этот сегмент.
Эффективность работы в данном сегменте, достаточно ли ресурсов фирмы (предприятия) для работы в данном сегменте.
На выбранных целевых рынках могут использоваться след. подходы к их освоению:
Недифференцированный маркетинг – такое направление деятельности на рынке, при которой организация игнорирует различия между разными рыночными сегментами и выходит на весь рынок с одним продуктом. Используются массовые системы товародвижения и массовые рекламные кампании. Таким образом, достигается экономия затрат. (Компания Coca – Cola на начальном этапе ее развития, когда всем потребителям предлагался только один напиток в бутылке одного размера).
Дифференцированный маркетинг – направление деятельности на рынке, при которой организация решает действовать на нескольких сегментах со специально для них разработанными продуктами. Предлагая разнообразные продукты и комплекс маркетинга, организация рассчитывает достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом рыночном сегменте, чем конкуренты. Затраты на дифференцированный маркетинг более высокие, чем на недифференцированный.
Концентрированный маркетинг – направление деятельности на рынке, при которой организация имеет большую рыночную долю на одном или нескольких рыночных нишах в противовес сосредоточению усилий на небольшой доле большого рынка. Привлекателен для организаций с ограниченными ресурсами; для малого бизнеса, компаний – новичков; компаний, которые имеют эксклюзивное предложение, которое не очень интересует конкурентов.. При этом требуются глубокое знание узких рыночных сегментов и высокая репутация продукта организации на этих сегментах.
3. Позиционировании товара. (см. вопрос 5.6.)
- Экономика предприятия
- Предприятие – объект и субъект предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
- Современные формы интеграции предприятий.
- Основные фонды: понятие, классификации, показатели эффективности использования.
- 4. Оборотные средства: состав, показатели оборачиваемости.
- Показатели оборачиваемости ос
- 5. Амортизация основных средств, способы начисления амортизационных сумм.
- 6. Пути улучшения использования производственных фондов предприятия.
- 7. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 8. Особенности формирования себестоимости в металлургическом производстве.
- Цели и методы ценообразования. Виды цен.
- 10. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 1. Доходы и расходы от различных видов деятельности
- 2. Операционные доходы и расходы
- 11. Рентабельность и ее виды.
- 12. Финансы предприятия, их сущность и функции.
- 13. Финансовые отношения предприятия.
- Менеджмент
- Сущность и роль менеджмента на предприятии
- Сущность и роль менеджмента.
- 2.2 Понятие организации в менеджменте, классификация организаций
- 2.3 Миссия и цели организации
- 2.4 Управленческое решение. Подходы к принятию решений. Этапы решения проблем.
- 2.5 Стили руководства и их эффективность
- 2.6 Роль и функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности
- Функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности.
- 2.7 Сущность мотивации деятельности. Основные теории мотивации
- Прогнозирование
- 1. Сущность стратегического управления
- 2. Формирование стратегических целей организации
- 3. Планирование конкурентной стратегии предприятия
- 4. Наступательные и оборонительные стратегии
- 5. Выбор стратегии предприятия и факторы его определяющие
- 6. Методы прогнозирования
- 7. Математические методы в прогнозировании.
- 4. Планирование на предприятии
- 4.1. Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.
- 2. Система планов предприятия, их взаимосвязь.
- 3. Организация плановой работы на предприятии
- 5. Планирование производства и реализации продукции металлургического предприятия.
- Балансы производственных мощностей и их назначение
- 6 Методы планирования трудовых показателей. Содержание и задачи.
- 7. Методы планирования себестоимости продукции в металлургии.
- 8. Методы планирования прибыли и рентабельности
- 9. Бизнес-планирование: задачи, методика разработки
- 5.1. Маркетинговая среда предприятия: понятие, основные составляющие
- 5.2. Жизненный цикл товара, задачи маркетинга на отдельных этапах жизненного цикла.
- 5.3. Сегментирование рынка. Критерии выделения сегментов
- 5.4. Методы исследования рынка.
- 5. Оценка конкурентоспособности металлопродукции.
- 5.6. Позиционирование товара и конкурентное преимущество товара
- 5.7. Организация службы маркетинга на предприятии.
- Экономическая оценка инвестиций
- Эффективность и ее виды. Основные принципы оценки эффективности.
- 2. Понятие инвестиций, их классификация, источники финансирования.
- Жизненный цикл инвестиционного проекта и расчетный период
- 5. Виды инвестиционных рисков. Методы учета факторов риска.
- 1. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта.
- 2. Метод расчет уровней безубыточности.
- 3. Метод вариации параметров проекта.
- 4. Метод оценки ожидаемой эффективности проекта с учетом факторов неопределенности.
- Разработка мероприятий по предупреждению и снижения инвестиционного риска
- 7.1. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста.
- 7.2. Труд и его организация.
- Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест
- 7.3. Нормы труда, их виды. Факторы, определяющие нормы труда.
- 7.4. Методы установления норм труда работникам предприятия
- 7.5. Варианты организации оплаты труда работникам предприятия.
- 7.6. Анализ организации и нормирования труда на предприятии.
- 7.7. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.
- 1. Рост производительности труда;
- 2. Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).
- 7. 8. Мотивация и стимулирование труда работников предприятия.
- Организация производства
- 1. Производственный процесс. Понятие и виды. Особенности производственных процессов в металлургии.
- 2. Принципы эффективности организации производства.
- 3. Специфика организации различных типов производства.
- 4. Способы организации производства: классификация, основные параметры.
- 5. Особенности организации производства на металлургических предприятиях.
- 6. Производственный цикл и экономическое значение его сокращения.
- 7. Особенности оп во вспомогательных и обслуживающих цехах.
- Анализ и диагностика фхд
- 1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством
- 2.Диагностика финансово-хозяйственной деятельности и ее значение для предприятия
- 3.Виды экономического анализа, их классификация и характеристика
- 4.Методы факторного анализа на примере фондоотдачи, среднегодовой выработки
- Фондоотдача
- Среднегодовая выработка
- 5.Экономическая сущность и оценка потенциала предприятия
- 6.Анализ использования основных средств предприятия и направления совершенствования их использования
- 7.Анализ использования оборотных активов предприятия. Длительность финансового и операционных циклов
- 8.Анализ производительности труда
- 9.Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
- 10.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
- 11.Комплексная оценка финансового состояния предприятия
- Логистика
- 1 Концепция и основные принципы логистического подхода
- 3 Распределительная и закупочная логистика: содержание, функции
- 4 Внутрипроизводственные логистические системы, варианты их функциональной организации
- 2. Налоговая система рф. Принципы ее построения, основные функции.
- 3 Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
- 4. Налог на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
- 5. Налог на имущество организации. Порядок его исчисления и уплаты.
- 6. Роль косвенных налогов в ценообразовании. Понятие и экономическая сущность акцизов.