12. Информационные ресурсы органов власти. Категории видов информации.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества.
Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре. “Структурированная информация - то есть информация для прямого применения - нуждается в специальной структуре, которая стоит денег”. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.
Информационные ресурсы это не только электронные документы или информация на машиночитаемых носителях. Они включают также обычные документы, коллекции документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы – совокупность, данных, массивов информации, информационных моделей, документов, интеллектуального капитала, информационных объектов, которые способствуют или служат основой производства материальных или информационных продуктов или накоплению знаний и увеличению интеллектуального капитала.
Информационные ресурсы являются основой для создания информационных продуктов.
Значение информационных ресурсов в настоящее время обусловлено рядом причин.
Первая заключается в возрастающей роли технологических инноваций. Они обеспечили: стремительный рост новой информационной инфраструктуры, включающей не только Интернет, но и кабельные сети, спутники для прямого вещания, сотовые телефоны и другие.
Вторая причина заключается в возможности свободного доступа к информационным ресурсам. Во многих государствах положительные изменения в экономике и рост национального благосостояния вызваны устранением проблем, связанных с обеспечением свободного доступа к информационным ресурсам для решения проблем коммерческого, социального, дипломатического, военного и другого характера. Эта свобода повлияла на динамику рыночных отношений в сторону увеличения. Она также повлияла на увеличение интенсивности международного взаимодействия.
Третья причина - быстрое распространение нового типа взаимодействия через цифровые методы. Многие государственные и негосударственные организаций обмениваются важной информацией в цифровых форматах в реальном времени.
Четвертая причина в том, что понятие «информация» по существу является во многих случаях синонимом «информационные ресурсы». Это новый вид ресурсов, который наряду с природными, финансовыми, трудовыми составляет основу современного развития человечества.
Среди особенностей, обуславливающих возрастание значения информации, прогнозируют следующее.
В ближайшие 10-20 лет разработки новых технологий будут непрерывно стимулировать информатизацию.
Бурное развитие информационных технологий и различия в использовании результатов информатизации в различных регионах мира в ближайшие десятилетия приведут к экономическому неравенству и могут обострить межгосударственные отношения.
Возрастает значения и ценность интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности.
Будут иметь место "информационные кризисы", которые обусловят финансовые кризисы для отдельных кампаний и корпораций и даже для регионов.
Основой большинства деловых и финансовых преобразований будут новые, более эффективные информационные продукты и услуги, заменяющими старые и менее эффективные. Такой процесс будет часто сопровождаться экономическим крахом компаний, производящих устаревшие изделия и услуги.
В ходе технологических революций сохранится неравенство отдельных наций и регионов планеты по всем четырем измерениям, более того ускорение темпов технологической революции приведет к углублению неравенства и как следствие - к небывалому росту напряженности во всем мире.
Основным законом РФ в области защиты информации является принятый в начале 1995 года Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (далее "Закон об информации"), который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Закон гласит:
Информационные ресурсы делятся на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ (статья 6, часть 1).
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Федерации (статья 7, часть 1); государственные информационные ресурсы являются ОТКРЫТЫМИ и ОБЩЕДОСТУПНЫМИ.
Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА (статья 10, часть 1); документированная информация с ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, и КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ (статья 10, часть 2).
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 2);
Персональные данные о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации (статья 11, часть 1).
Из этого Закона следует:
информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке; категория "конфиденциальная информация", в соответствии с понятием, приведенным выше из статьи 2 "Закона об информации", объединяет все виды защищаемой информации (тайн). Это относится и к государственным и к негосударственным информационным ресурсам.
При этом исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне: она к конфиденциальной информации не относится, а является составной частью информации с ограниченным доступом (основание - статья 10, часть 2 указанного Закона). Этому положению "Закона об информации" не соответствует статья 8 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" (1996 год), в которой делается ссылка на государственную тайну "ИЛИ ИНУЮ конфиденциальную информацию" (то есть информация, составляющая государственную тайну, является здесь составной частью конфиденциальной информации).
Классификация в соответствии с законодательством, т.е. отнесение информации к категориям осуществляется:
к государственной тайне - в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
к конфиденциальной информации - в порядке, установленном законодательством РФ;
к персональным данным о гражданах - федеральным законом.
Категории государственных информационных ресурсов можно разделить на две группы.
1. Информация с ограниченным доступом
2.Открытая общедоступная информация во всех областях знаний и деятельности.
Информация с ограниченным доступом подразделяется, в свою очередь, на информацию, отнесенную к государственной тайне конфиденциальную информацию, персональные данные о гражданах (относятся к категории конфиденциальной информации, но регламентируются отдельным законом).
В конфиденциальной информации за рубежом и в реальном бизнесе выделяют еще один вид информации, который пока в отечественном законодательстве отсутствует.
Это критическая информация или критическая для бизнеса информация – информация, нарушение конфиденциальности которой приводит к катастрофическим последствиям для владельцев предприятия.
Одной из задач при организации информационной безопасности является необходимость выявления и особой защиты именно критической информации в первую очередь.
- Корпоративные сайты, корпоративные порталы (кп).
- Как создаётся корпоративный сайт?
- Управление информационными рисками: система управления информационными рисками.
- Стратегии управления информационными рисками
- Влияние информационных и коммуникационных технологий на процесс управления организацией.
- Взаимосвязь элементов системы управления
- Принципы работы с информацией: поиск; обработка и организация хранения структурированной информации.
- Особенности глобального электронного рынка, сетей и Интернет-ресурсов, а также сообщества пользователей Интернет.
- 11. Использование корпоративных информационных систем в менеджменте: необходимость, проблемы, перспективы.
- 3) Интероперабельность прикладных систем
- 12. Информационные ресурсы органов власти. Категории видов информации.
- Сетевая инфраструктура им. Структура асу класса erp.
- Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем erp II
- Информационные системы управления организацией, предприятием, технологическим процессом
- 16. Информационные продукты и услуги, их особенности и структура.
- 18. Инжиниринг бизнес процессов предприятия с использованием информационных технологий
- 1.7. Информационные технологии в бизнес-инжиниринге
- 19. Аппаратное и программное обеспечение информационного менеджмента. Информационные системы организаций.
- 20. Этапы внедрения корпоративных информационных систем в управление предприятием.
- 21.Составляющие им – электронная реклама, электронный маркетинг и др.
- I. Smm. Социальные медиа
- II. Контекстная реклама
- IV. Медийная реклама
- V. Pr в Интернете
- Участники информационного рынка, их характеристики. Сложившаяся структура взаимодействия участников информационного рынка.
- 24. Информационное обеспечение процесса управления. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
- 25.Основные положения процесса управления. Универсальная схема управления. Плановая траектория процесса управления.