11. Использование корпоративных информационных систем в менеджменте: необходимость, проблемы, перспективы.
ПО этой теме две(!) лекции огромные. Я не знаю,что надо а что нет.
Управление любым предприятием - это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.
То что красным-из интернета,чтобы хотя бы понять, О ЧЕМ:
Корпоративная Информационная Система (КИС) — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности компаний, а также корпораций, требующих единого управления.
Результатом внедрения Корпоративной Информационной Системы (КИС) станет:
повышение внутренней управляемости компании, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям;
увеличение эффективности компании, её конкурентоспособности, а в конечном счёте —прибыльность;
увеличение объёмов продаж;
снижение себестоимости;
уменьшение складских запасов;
сокращение сроков выполнения заказов;
улучшение взаимодействия с поставщиками.
Одной из разновидностей Корпоративных Информационных Систем являются решения класса ERP (Enterprise Resource Planning System).
Современные ERP–системы предназначены для построения единого информационного пространства предприятия и эффективного управления всеми ресурсами компании, связанными с производством, продажами и учетом заказов.
Тенденция развития информационной инфраструктуры современных организаций заключается в создании интегрированных информационных систем, обеспечивающих поддержку их производственных и бизнес-процессов. Такие системы, как правило, характеризуются:
* большим количеством функций, процессов, элементов данных и сложными взаимосвязями между ними;
* динамическим изменением функциональных требований к системе, в соответствии с изменениями бизнес-процессов предприятия и действующего законодательства;
* наличием тесного взаимодействия и взаимной интеграции компонентов КИС (подсистем), между собой на уровне как процессов, так и на уровне данных.
* отсутствием готовых решений на рынке (каждое предприятие имеет свою организацию бизнеса, исключение составляют лишь предприятия, функционирующие внутри единой бизнес-структуры и по единым прави-лам);
* необходимостью интеграции существующих и вновь создаваемых на предприятии систем как на оперативном, так и на стратегическом уровне;
* необходимостью функционирования КИС в неоднородной среде: сетевой, аппаратной, системной;
* повышенными требованиями к надежности и безопасности КИС, неработоспособность которой, означает фактическую остановку выполнения части функций организации.
С точки зрения функциональных задач КИС можно разбить на три условных уровня:
* Измерительные и управляющие устройства.
* Системы управления технологическим процессом.
* Системы управления финансовой, хозяйственной и административной деятельностью предприятия.
В данном курсе мы рассматриваем третий уровень, но коротко поясним, что входит в два первых уровня.
К первому относятся различные датчики и другие средства сбора информации от простых реле до сложных регуляторов. Сюда же принято относить PLC (Programmable Logic Controllers — программируемые логические контроллеры), которые представляют собой системы управления оборудованием с встроенной достаточно жесткой логикой.
Ко второму уровню относят ряд частично пересекающихся понятий, спрятанных за аббревиатурами:
* DCS — Distributed Control Systems, Распределенные Системы Управления;
* SCADA — Supervisory Control and Data Acquisition, Диспетчерское (оперативное) Управление и Сбор Данных;
* MMI — Man Machine Interface или HMI — Human Machine Interface, Человеко–Машинный интерфейс;
* Batch Control — Последовательное управление;
* MES — Manufacturing Execution Systems, Исполнительные системы производства.
Основной для нас уровень систем – системы управления финансовой, хозяйтвенной и административной деятельностью предприятия или КИС. Здесь фигурируют такие базовые понятия как системы MRP класса — Material Resource Planning (Планирование Ресурсов Производства), решающие задачи организации производства на отдельном участке (цехе, установке). Их развитие - системы MRP II — Manufacturing Resource Planning (Планирование Потребностей в Материалах), обеспечивающие интеграцию MRP-процессов с процессами планирования загрузки оборудования.
Следующий класс систем – ERP-системы — Enterprise Resource Planning (Планирование Ресурсов Предприятия), которые, в свою очередь, развиваются в направлении CSRP-систем — Customer Synchronized Resource Planning (системы синхронизированного с потребителем планирования). С одной стороны, такие системы являются развитием и обобщением систем типа MES на масштаб предприятия в целом. С другой — на таком уровне возникают новые задачи, связанные с взаимодействием подразделений друг с другом и с выходом предприятия во внешний мир, например, финансовое управление, маркетинговая деятельность и многое другое. Такие системы — характеризуются двумя признаками:
* Динамической адаптацией к изменяющимся задачам предприятия.
* Онлайновым взаимодействием с поставщиками и потребителями.
* Большей вероятностью возникновения рисков и кризисных явлений.
Перечисленные классы информационных систем обеспечивают уровень оперативного управления предприятием.
Терминология:
ERP – enterprise resource planning
– интегрированная информационная система управления предприятием, позволяющая создать единую среду для автоматизации планирования, контроля, управления и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия.
ERP– ( enterprise resource planning или «планирование ресурсов предприятия») - программная система, охватывающая ключевые процессы деятельности и управления, позволяющая получить самый общий взгляд на работу предприятия.
ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия) — это интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы — содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построенная, как правило, на централизованной базе данных, ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия[1].
ERP II– (Enterprise Resource & Relationship Processing) - это бизнес-стратегия предприятия, принадлежащего к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире - в рамках сотрудничества с другими корпорациями. (Определение Gartner Group).
ERP II - это единая информационная система масштаба компании, партнеров и поставщиков и потребителей. (информационная система далеко выходящая за рамки локальной сети и включающая в себя все функции как корпоративных сайтов, так и корпоративных порталов).
Для внедрения CSRP необходимо:
Оптимизировать производственную деятельность (операции), построив эффективную производственную инфраструктуру на основе методологии и инструментария ERP;
Интегрировать покупателя и сфокусированные на покупателе подразделения организации, с основными планирующими и производственными подразделениями; и
Внедрить открытые технологии, чтобы создать технологическую инфраструктуру, которая может поддерживать интеграцию покупателей, поставщиков и приложений управления производством
CRM- управление отношениями с клиентами - бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов. (Gartner Group)
MES- (Manufacturing Execution Systems) - группа средств автоматизации, которая возникла вследствие обособления задач, не относящихся ни к MMI, ни к ERP. К системам MES принято относить приложения, отвечающие:
- за управление производственными и людскими ресурсами в рамках технологического процесса,
- планирование и контроль последовательности операций технологического процесса,
- управление качеством продукции,
- хранение исходных материалов и произведенной продукции по технологическим подразделениям,
- техническое обслуживание производственного оборудования,
- связь систем ERP и SCADA/DCS
Enterprise content management (ECM) — управление информационными ресурсами предприятия или управление корпоративной информацией.По определению Gartner ECM — это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов. ECM-системы состоят из приложений, которые могут взаимодействовать между собой, а также использоваться и продаваться самостоятельно.
Многоуровневая структура современного ECM-решения
Типы корпоративных информационных систем:
По сфере деятельности организации:
Государственное управление
Банковские услуги
Промышленность
Транспорт и т.д.
По объекту управления:
Проект
Склад
Кадры
Бухгалтерский учет и т.д.
По функциям:
Операционно-учетные
Управленческие
Системы поддержки принятия решений
Этапы развития КИС в РФ
2008 г. спад
2004-2006 г. замена КИС собственной разработки на тиражируемые продукты
2000 ые гг. разработка КИС в организациях и первых российских тиражируемых КИС
1980 ые гг. разработка государственной автоматизированной системы документооборота
Основные составляющие современной корпоративной информационной системы
Многоуровневая структура современного ECM-решения
Свойства КИС
Открытая система – это система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:
функциональную расширяемость
мобильность приложений и данных
интероперабильность
1) Функциональная расширяемость -возможность обеспечения развития конкретной информационной системы при изменении требований к этой системе при сохранении в максимально возможной степени сделанных ранее вложений
2)Мобильность приложений и данных- возможность модернизации аппаратной базы (компьютеров) системы, находящейся в эксплуатации, при сохранении возможности переноса необходимого программного обеспечения и данных на новые аппаратные средства (компьютеры)
- Корпоративные сайты, корпоративные порталы (кп).
- Как создаётся корпоративный сайт?
- Управление информационными рисками: система управления информационными рисками.
- Стратегии управления информационными рисками
- Влияние информационных и коммуникационных технологий на процесс управления организацией.
- Взаимосвязь элементов системы управления
- Принципы работы с информацией: поиск; обработка и организация хранения структурированной информации.
- Особенности глобального электронного рынка, сетей и Интернет-ресурсов, а также сообщества пользователей Интернет.
- 11. Использование корпоративных информационных систем в менеджменте: необходимость, проблемы, перспективы.
- 3) Интероперабельность прикладных систем
- 12. Информационные ресурсы органов власти. Категории видов информации.
- Сетевая инфраструктура им. Структура асу класса erp.
- Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем erp II
- Информационные системы управления организацией, предприятием, технологическим процессом
- 16. Информационные продукты и услуги, их особенности и структура.
- 18. Инжиниринг бизнес процессов предприятия с использованием информационных технологий
- 1.7. Информационные технологии в бизнес-инжиниринге
- 19. Аппаратное и программное обеспечение информационного менеджмента. Информационные системы организаций.
- 20. Этапы внедрения корпоративных информационных систем в управление предприятием.
- 21.Составляющие им – электронная реклама, электронный маркетинг и др.
- I. Smm. Социальные медиа
- II. Контекстная реклама
- IV. Медийная реклама
- V. Pr в Интернете
- Участники информационного рынка, их характеристики. Сложившаяся структура взаимодействия участников информационного рынка.
- 24. Информационное обеспечение процесса управления. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
- 25.Основные положения процесса управления. Универсальная схема управления. Плановая траектория процесса управления.