16. Информационные продукты и услуги, их особенности и структура.
Информация как объект права и экономических отношений устойчиво вошла в повседневную жизнь. Общество, организации и отдельные потребители испытывают необходимость в различных видах информационных продуктов и услуг, что приводит к появлению информационных потребностей.
Информационная потребность - необходимость в получении информационных продуктов и услуг для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Информационные потребности динамичны, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Таким образом, они образуют многоуровневую иерархию.
Информационные потребности обусловлены не только необходимостью выживания в обществе (низший уровень), но и потребностями в самореализации, карьерного роста, в самоутверждении, в творческой деятельности.
Информация становится источником и объектом производства; объектом собственности; объектом обмена и продажи; объектом накопления и хранения; средством получения новых знаний и прибыли; средством увеличения капитализации фирм; объектом защиты и объектом национального значения. Многоаспектное значение информации определяет динамику ее существования и связанные с этим различные процессы. Поскольку технология состоит из процессов, то становится необходимым определить информационные процессы как составную часть информационных технологий.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска, обмена и распространения - информации.
Объектами экономических отношений являются определенные в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" следующие объекты: информационная продукция информационные продукты и услуги.
Информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации. Это понятие является общим по отношению к информационным продуктам и услугам и включает их в свой состав.
Информационный продукт - совокупность описаний, данных, моделей, сформированная производителем в вещественной или невещественной форме. Это могут быть технологии, программы, наборы данных в различных формах представления, базы данных, экспертные системы и т.д.
В законе это определение дается более узко «Информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.» Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Глава I, Статья 2. Это определение требует раскрыть смысл понятия документированная информация. В законе дается следующее определение.
Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Одним из основных информационных продуктов является программная продукция (ПП). В настоящее время рынок программного обеспечения включает следующие основные группы ПП:
обработка текста (редакторы, процессоры, переводчики);
электронные таблицы;
системы управления базами данных (СУБД);
программы компьютерной графики (включая деловую);
геоинформационные системы (ГИС);
редакционно-издательские системы;
компьютерные игры;
языковые средства;
интерфейсы и пр.
Еще более узким в этом документе является определение информационной услуги.
«Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами».
Ряд общепризнанных информационных услуг не попадают под это определение, например, консалтинговые, некоторые юридические услуги, значительное число образовательных услуг, телекоммуникационные услуги и др. Поэтому определение этого понятия, включающее отмеченные выше услуги звучит так.
Информационная услуга - услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя с предоставлением в распоряжение пользователя информационных продуктов или без них.
Широко распространенными являются информационные образовательные услуги.
Как всякая другая продукция информационная должна отвечать определенным стандартам, требованиям и критериям. Для нее существует понятие качества и нормы его контроля.
Появление информационных продуктов и услуг определило появление новой формы бизнеса - информационного бизнеса. Результатом информационного бизнеса являются информационные продукты и услуги, информационные технологии, информационные программные средства и программные продукты. Согласно последним исследованиям, современная промышленность при помощи «знания» производит около 3/4 «добавленной стоимости». за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий. Таким образом, функционирование экономики информационного общества характеризуется следующими параметрами:
систематическое увеличение потенциального выпуска;
совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей;
совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг.
. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).
Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.
Особенности.
Информационный продукт отличается от традиционных материальных в силу того, что информационные ресурсы обладают рядом специфических свойств, которые в процессе производства переходят на информационный продукт. Основное свойство информационных ресурсов, которое определяет новизну информационного товара с точки зрения объекта экономических отношений, состоит в том, что по своей природе информация нематериальна, невещественна, не имеет физической природы, что предполагает многообразие форм ее материального воплощения.
Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляются в ее связи с материальными носителями. Информация, как основная составляющая информационного продукта, не имеет физического выражения, а это значит, что в процессе производства и потребления конечными пользователями информационный продукт не исчезает и может быть использован многократно. Это не характерно для товаров сферы материального производства потому, что они вещественны: поскольку покупается товар, то все вещество, его составляющее, переходит от одного собственника к другому. Для информационного ресурса как идеального феномена, принявшего документарную, электронную, устную или какую либо иную форму, вещественно-энергетическая сторона его материального носителя не играет принципиальной роли, она не входит или почти не входит в его стоимость, и его отчуждение в процессе товарообмена не означает отчуждения от прежнего владельца.
Возникает вопрос, как оценить потребительские качества информационного продукта, если материальный носитель выступает лишь как средство хранения и передачи информации? В этом случае важную роль играет такое понятие как полезность информации. Полезность информационного продукта прямопропорционально влияет на его стоимость или ценность.
Свойство полезности присуще всем видам продуктов как материальным, так и нематериальным – информационным. В случае с материальными продуктами субъективная полезность для потребителя определяется на основе анализа физических показателей данного продукта. При оценке полезности нематериальных продуктов, не имеющих физической формы, используются такие абстрактные характеристики как достоверность, новизна, актуальность и оперативность.
Полезность информационного ресурса в значительной степени «ориентирована» на новизну. «Новая» информация обладает высокой степенью полезности, так как представляет собой продукт, не имеющий аналогов на рынке. Ценность ее может быть сформирована без учета издержек прежнего исследовательского труда. Это также отличает информационный ресурс как товар от товаров материального производства, где к вновь создаваемой стоимости причастны прежде использованные факторы производства.
Новизна товара играет важную роль и в материальном производстве, где она повышает его конкурентоспособность. Но здесь она не столь принципиальна: неновый вещественный товар все же может быть куплен, тогда как устаревшую информацию покупать просто бессмысленно. Полезность информационного продукта прямопропорционально зависит от степени новизны содержащейся в нем информации.
Кроме того, что информация должна быть новой, она в первую очередь должна быть достоверной, а также актуальной. Достоверность информационного продукта, определяется степенью соответствия имеющейся информации существующей реальности. Актуальность проявляется в субъективной значимости информационного ресурса для потребителя в пространственном и временном аспекте.
Взятая в отдельности каждая из перечисленных характеристик полезности информационного продукта, не будет оказывать определяющего значения на мнение потребителя. Лишь в совокупности эти характеристики способны влиять на степень полезности и, тем самым, формировать потребительную стоимость информационного продукта.
Информационные продукты в силу утраты новизны и актуальности имеют свойство со временем изнашиваться. Старение информационного ресурса в процессе его движения отнюдь не мешает ему быть товаром, более того, этим он даже не отличается от многих продуктов материального производства, которые также изменяются в процессе хранения, транспортировки и т. п. [4, c. 75].
Среди отличительных особенностей информационных продуктов от материальных выделяют, по мнению некоторых экономистов, то, что производство информационных продуктов, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этим нельзя не согласиться. Тем не менее, относительно информационных продуктов данных факт создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности [4].
Важная особенность информации как товара состоит в ее способности приносить пользу, функционально не связанную с затратами на ее производство. В традиционном производстве его объемы пропорциональны капитальным затратам, но индустрия информационного общества не подчиняется этому классическому постулату экономической теории.
Подводя итоги рассмотрения свойств информационного продукта, хотелось бы отметить еще одну его особенность. Так как информация не исчезает при потреблении, она накапливается и может быть использована в дальнейшем для различных целей. Тот факт, что информация легко хранится и может быть структурирована, дает возможность производителю информационных продуктов более полно удовлетворять потребности покупателей, создавая информационные продукты, отвечающие индивидуальным требованиям заказчиков. В век развития и глобального использования информационных технологий такая перспектива становится еще более реалистичной.
Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.
1. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
2. Информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу» (информация может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным).
3. Разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.
4. Производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. В связи с этим при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а не право копирования. Это свойство информационного продукта создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.
В международной практике, к информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации.
Прежде всего следует различать информацию как таковую и носители информации. По сферам использования информация может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную.
При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.
В настоящее время распространено делить информационные продукты на пять групп:
1. Образование
2. Научные исследования и разработки
3. Средства массовой информации и связь
4. Информационные машины и оборудование
5. Информационные услуги
17. Экономика информационного общества (ИО). Глобальная экономика, глобальная сетевая экономика.
Информационная экономика — термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика — это экономическая теория информационного общества.
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
Информационная экономика
Экономическая теория информационного общества
Направление в экономике, изучающее влияние информации на экономические решения.
Характеристика развития современной цивилизации
Стадии развития информационной экономики
Проникновение информационных технологий в производство.
Массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем.
Превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями.
Переход к преобладающему производству информации и знаний.
Функции и задачи информационной экономики
Сегодня существует разная интерпретация термина "информационная экономика", что естественно влияет на формулирование ее целей и задач. На Западе информационную экономику склонны рассматривать как часть экономики, относящуюся к работе с информацией, а также компьютерную индустрию. Но это, по сути, то же самое, что считать "индустриальную экономику" частью аграрного уклада. В результате, вся мощь компьютерной индустрии направлена на сферу развлечений и автоматизацию экономических процессов традиционного "индустриального" уклада, что на деле показывает сегодня незначительный экономический эффект, особенно в сфере занятости населения. Вместе с тем, концепция перехода к 6-7 технологическому укладу предусматривает создание рабочих мест, мало связанных с реальным производством, а больше - с производством информации и знаний. Поэтому термин "информационная экономика" необходимо воспринимать как переход к другому укладу общественных отношений, обусловленному изменением характера труда и развитием производительных сил (средств производства и социума).
Информационная экономика (правила хозяйствования в постиндустриальном обществе) – это наука, исследующая хозяйственную деятельность человека, которая предусматривает широкое применение электронных (информационно-коммуникационных) технологий в процессах общественного производства, распределения и потребления общественных благ.
Особенностью информационной экономики является направленность на массовость и глобальный характер хозяйственного взаимодействия, а также распределения созданных благ среди потребителей в глобальном масштабе. В отличие от традиционных методов хозяйствования общепринятой экономики, основанных на менеджменте и рыночной модели ведения бизнеса (на основе схемы “спрос – предложение”), информационная экономика базируется на месседжменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов.
Главные задачи информационной экономики:
На макроуровне – это выбор направления хозяйственного развития в рамках происходящих глобальных процессов, что определяется способностью хозяйственной энергии общества двигаться к новым внешним ресурсам и качественным трансформациям своей структуры. Более широко это выглядит как развитие ноосферы в результате эволюционного взаимодействия ее составляющих: техносферы, антропосферы и социосферы.
На микроуровне – создание субъектами предпринимательства алгоритмов хозяйствования, направленных на получение хозяйственной энергии внешней среды и трансформацию ее в виде работы и создание рабочих мест.
В качестве примера можно привести реализацию информационно-экономического взаимодействия на базе информационно-маркетинговой сети стран СНГ, в которой функция макроуровня реализуется в виде факта обусловленного и соотнесенного во времени по созданию информационных обществ, электронных министерств, электронных регионов, электронных групп по интересам, а функция микроуровня реализуется через электронный офис участника сети
Система информационной экономики
Под системой информационной экономики понимается система хозяйственной деятельности, в которой реализована функция взаимно-однозначного, непрерывного предпринимательского взаимодействия, обратное к которому тоже непрерывно. Взаимно-однозначность, непрерывность и наличие обратных функций обеспечивает правовую идентификацию элементов, процессов и их арбитраж. Аналогами таких систем сегодня являются платежные системы Visa/MasterCard, системы Интернет-трейдинга и пр.
Система строится на базе телекоммуникационных сетей, включая Интернет, на платформе "облачных вычислений", что обеспечивает массовый формат электронного экономического взаимодействия на глобальном уровне. Система информационной экономики характеризуется наличием динамически меняющихся связей, структурированных по видам экономической деятельности и обусловленных включением в систему то одних, то других элементов. При этом соблюдается условие сохранения приемственности между элементами и типами связей для обеспечения целостности правового поля.
Система информационной экономики состоит из единиц, самогруппирование которых просходит по типам связей, соотнесенных к потребностям в ресурсах и информации. Единицы системы могут образовывать группы по интересам, электронные товаропроводящие сети и другие различные электронные бизнес-мозаики экономического взаимодействия.
Каждая единица является системой с горизонтальной структурой, что обеспечивает возможность самостоятельной структуризации экономических процессов в неиерархической (нежесткой), слабосвязанной среде. Система "экономической единицы" состоит из информационных ресурсов, определяющих ее визуальное представление в информационном пространстве, ячеек управления состоянием и связями. Единица является нейроном, функционирующим в системе информационной экономики, и непосредственно влияет на постоянно изменяющуюся структуру, формируя ее "информационный ландшафт".
Любая система информационной экономики в зависимости от процессов, происходящих в ней в рамках места, событий и времени, характеризуется тремя параметрами:
по особенностям состава элементов,
по их числу,
по структуре, т.е. по типу связей, объединяющих элементы.
Под элементом здесь понимается электронная единица, связанная с субъектом хозяйствования, отображающая его характеристики и обеспечивающая возможность осуществления электронного экономического взаимодействия (т.е. формального построения "алгебры" взаимодействия).
Система информацинной экономики взаимосвязана с системой реального хозяйствования, обеспечивая последнюю структурированным отображением происходящих фактов (событий) и их эмпирическим обобщением в разрезе места, времени, видов деятельности и обстоятельств.
Информациональная экономика является глобальной. Глобальная экономика представляет собой исторически новую реальность, отличную от мировой экономики. Согласно Фернану Броделю и Иммануэлю Уоллерстайну, под мировой экономикой понимается такая система, где процесс накопления капитала происходит по всему миру, и она существует на Западе по крайней мере с XVI в.60. Глобальная экономика представляет собой нечто другое: это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Капиталистический способ производства неустанно развивался, пытаясь преодолеть границы времени и пространства, но только в конце XX в. мировая экономика смогла стать по-настоящему глобальной на основе новой инфраструктуры, основанной на информационных и коммуникационных технологиях. Глобальность присутствует во всех основных процессах и элементах экономической системы. Впервые в истории управление капиталом осуществляется непрерывно на глобальных финансовых рынках, работающих в режиме реального времени61: каждую секунду в электронном режиме по всему миру осуществляются сделки на миллиарды долларов. Таблица 2.7 содержит данные о феноменальном росте объемов и масштабов международных финансовых потоков ведущих стран с рыночной экономикой: доля этих сделок в ВВП выросла примерно в 10 раз в 1980-1992 гг. Новые технологии позволяют за очень короткое время переводить капитал из одной экономики в другую, так что капитал, а следовательно, сбережения и инвестиции, взаимосвязаны по всему миру, от банков и пенсионных фондов до фондовых и валютных бирж. А так как валюты взаимозависимы, то и экономики стран тоже взаимосвязаны между собой. Несмотря на то, что основные корпоративные центры предоставляют персонал и оборудование для управления постоянно усложняющейся финансовой сетью62, на самом деле именно в информационных сетях, соединяющих эти центры, реально проходят операции, связанные с капиталом. Потоки капиталов становятся глобальными и в то же время все более независимыми от функционирования отдельной экономики 63.
Тем не менее основные изменения, вызвавшие появление глобальной экономики, связаны с управлением процессами производства и распределения, а также с производством как таковым71. Доминирующие сегменты внутри большинства экономических секторов (будь то производство товаров или услуг) имеют в мировом масштабе собственные операционные процедуры, формируя, по словам Роберта Райха, "глобальную сеть". Процесс производства включает компоненты, произведенные в разных местах многими фирмами и представляющие при определенных условиях или для специфического рынка новую форму производства и коммерциализации: высокопроизводительную, гибкую и отлаженную систему производства. Такая сеть не только по форме соответствует глобальной корпорации, получающей материалы из разных источников по всему миру. Новая производственная система основана на стратегических альянсах и сотрудничестве по временным проектам между корпорациями, децентрализованными частями крупных компаний, малыми и средними предприятиями, объединенными в сети между собой и/или с крупными корпорациями. Такого рода транснациональные производственные системы существуют в двух основных формах: согласно терминологии Гереффи, товарные цепочки, ориентированные на производителей (например, производство автомобилей, компьютеров, самолетов, электрического оборудования), и товарные цепочки, ориентированные на потребителей (например, производство одежды, обуви, игрушек и домашней утвари). Принципиальным фактором является то, что производственная структура такой сети территориально расположена по всему миру, и ее геометрия постоянно меняется как в целом, так и для отдельных составляющих. Гарантом успеха управленческой стратегии в такой структуре является позиционирование фирмы (или конкретного производственного проекта) внутри сети так, чтобы получить конкурентное преимущество для данной конкретной позиции. Таким образом, структура самовоспроизводится и расширяется по мере того, как развивается конкуренция, в конечном счете усиливая глобальные характеристики экономики в целом. Для работы в условиях изменчивой геометрии производства и системы распределения фирме необходима очень гибкая форма управления, основанная как на гибкости самой фирмы, так и на доступе к необходимым коммуникациям и производственным технологиям (см. главу 3). Например, для использования деталей, произведенных в отдаленных уголках планеты, при сборке единого продукта, с одной стороны, необходимо использовать микроэлектронные технологии для контроля за качеством деталей, которые должны в точности соответствовать всем установленным критериям72, а с другой стороны, необходимо использовать гибкие компьютерные технологии, позволяющие заводу изменять темпы производства и различные характеристики продукта в зависимости от конкретного заказа73. Кроме того, успех управления запасами будет зависеть от работы соответствующей сети поставщиков, которые теперь благодаря новым информационным технологиям могут корректировать спрос и предложение мгновенно.
В процессе перехода развитых стран к постиндустриальной экономики и к информационному обществу сформировался информационный сектор экономики, основной составляющей которого является информационная индустрия.
Переход человечества от индустриального общества к информационному характеризуется сменой индустриального технологического базиса на информационный. Производство дематериализуется, а на смену сырью и энергии приходят информационные технологии - технологическая основа информационной индустрии, важнейшим ресурсом которой являются информация и знания.
В информационной индустрии творческий труд является доминирующим в производстве благ. Человеческий интеллект становится главной производительной силой, благодаря которой создается интеллектуальный продукт, т.е. продуктом творческого труда является информационный, а не материальный продукт.
Кардинально меняются роль и место человека в экономике. Креативный (творческий) человек становится главной производительной силой, т.к. только он способен производить новые знания и информацию - главный ресурс информационной экономики. Таким образом, на смену индустриальной экономике приходит информационная экономика, т.е. приходит новая экономика, основанная на информации и знаниях.
Информационная экономика - экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.
Одним из перспективных направлений в информационной экономике является сетевая экономика или Интернет-экономика (виртуальная экономика). Развитие информационных и телекоммуникационных технологий сформировали среду для экономической деятельности в Интернет, а развитие инфраструктуры глобальной сети Интернет и коммерциализация Интернета привели к изменениям способов ведения бизнеса и появлению электронного рынка, основанного на принципах сетевой экономики.
Сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.
Сетевая экономика - это хозяйственная (экономическая) деятельность, базирующаяся на горизонтальных (прямых) длительных связях между всеми участниками совместной деятельности в информационно-коммуникационной среде сети Интернет.
Это новая форма управления, которая отличается от рыночной и централизованной формы управления экономической деятельностью. Сетевая экономика может существовать только в компьютерных сетях. Она является базисом для электронного бизнеса, основной составляющей которого является электронная коммерция.
В отличие от индустриальной экономики, которая является национальной по своему масштабу, сетевая экономика носит глобальный характер, что существенно расширяет число поставщиков, заказчиков, партнеров и конкурентов. Сегодня коммерческая деятельность в Интернет стала доступной всем. Например, прямая продажа товаров непосредственно потребителям в сети Интернет, а не через посредников, представляет собой новую модель ведения бизнеса.
В условиях сетевой экономики операции осуществляются в электронном виде, что приводит к созданию виртуальных взаимоотношений между бизнес-партнерами и другими субъектами виртуального рынка.
Развитие информационной индустрии в каждой стране зависит от многих факторов, но основными показателями являются: объем инвестиций в телекоммуникации, а также количество и качество использования компьютеров в информационной индустрии, и количество пользователей, имеющих доступ к Интернету.
- Корпоративные сайты, корпоративные порталы (кп).
- Как создаётся корпоративный сайт?
- Управление информационными рисками: система управления информационными рисками.
- Стратегии управления информационными рисками
- Влияние информационных и коммуникационных технологий на процесс управления организацией.
- Взаимосвязь элементов системы управления
- Принципы работы с информацией: поиск; обработка и организация хранения структурированной информации.
- Особенности глобального электронного рынка, сетей и Интернет-ресурсов, а также сообщества пользователей Интернет.
- 11. Использование корпоративных информационных систем в менеджменте: необходимость, проблемы, перспективы.
- 3) Интероперабельность прикладных систем
- 12. Информационные ресурсы органов власти. Категории видов информации.
- Сетевая инфраструктура им. Структура асу класса erp.
- Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем erp II
- Информационные системы управления организацией, предприятием, технологическим процессом
- 16. Информационные продукты и услуги, их особенности и структура.
- 18. Инжиниринг бизнес процессов предприятия с использованием информационных технологий
- 1.7. Информационные технологии в бизнес-инжиниринге
- 19. Аппаратное и программное обеспечение информационного менеджмента. Информационные системы организаций.
- 20. Этапы внедрения корпоративных информационных систем в управление предприятием.
- 21.Составляющие им – электронная реклама, электронный маркетинг и др.
- I. Smm. Социальные медиа
- II. Контекстная реклама
- IV. Медийная реклама
- V. Pr в Интернете
- Участники информационного рынка, их характеристики. Сложившаяся структура взаимодействия участников информационного рынка.
- 24. Информационное обеспечение процесса управления. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
- 25.Основные положения процесса управления. Универсальная схема управления. Плановая траектория процесса управления.