Информационные системы управления организацией, предприятием, технологическим процессом
Система информационная - Information System-(Система информационная автоматизированная-Computer-based Information System) –комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, лингвистических средств и информационных ресурсов, который обеспечивает их сбор, хранение, актуализацию, распространение и обработку в целях поддержки какого-либо вида деятельности.
Информационная система - (ИС) - взаимосвязанная совокупность технических, организационных и интеллектуальных средств, используемых для сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации.
Информационную систему можно рассматривать как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, призванных воспринимать, запоминать и перерабатывать социально-экономическую информацию, а также обмениваться этой информацией внутри себя или с другими системами.
Понятие системы в управлении Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. (Мескон и др., стр. 90)
Рассмотрение информационной системы как целого, состоящего из отдельных частей, приводит к понятиям ее структуры и архитектуры. Информационная система предприятия – это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потокам, включающая в себя следующие обязательные элементы:
Информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных, и т.д.
Информационная модель - целенаправленное формализованное отображение существенных характеристик объекта управления с помощью системы взаимосвязанных, идентифицируемых, информативно определяемых параметров(лекция).
Регламент развития информационной модели и правила внесения в неё изменений.
Кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели.
Программный комплекс (ПК), конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программный комплекс является основным движителем и, одновременно, механизмом управления ИС). Кроме этого всегда существуют требования к поставщику ПК, регламентирующие процедуру технической и пользовательской поддержки на протяжении всего жизненного цикла.
Кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование ПК, и его соответствие утвержденной информационной модели.
Регламент внесения изменений в конфигурацию ПК и состав его функциональных модулей.
Аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации ПК (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД)
Эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы.
Правила использования ПК и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.
Выделяют простые и сложные системы. В состав сложной системы входят компоненты, которые сами являются системами. Их называют подсистемами. В этом заключается суть иерархичности системы, которая позволяет выделять макросистему, метасистему (собственно систему) и микросистему.
Обобщенно, работа информационной системы включает следующие технологические процессы:
сбор информации;
унификация первичной информации;
ввод информации из внешних или внутренних источников;
структуризация информации;
анализ первичной информации и извлечение из нее необходимых данных или знаний;
обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
хранение информации;
проведение экспертных оценок по информационным моделям;
вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
построение прогнозных моделей;
информационный мониторинг;
выработка управляющих решений;
передача информации;
преобразование одного вида информации в другой.
В узком смысле информационная система менеджмента (ИСМ) (Management Information System - MIS) автоматизированная информационная система, предназначенная для получения прошлых, настоящих и предполагаемых данных о внутренних операциях и внешних событиях. Своевременно предоставляя информацию, необходимую для принятия решений, она поддерживает такие функции предприятия, как планирование, контроль и оперативное управление
В широком смысле слова информационная система менеджмента предприятия (ИСМП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию обо всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. ИСМП - содержит (в силу достоверности используемой информации) описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия.
Три основных раздела в процессе управления:
финансовый (описание предприятия с точки зрения движения финансовых потоков)
логистический (описание предприятия с точки зрения движения материальных потоков)
производственный/технологический (функциональное описание бизнеса, то есть описание с точки зрения последовательности и правил реализации производственных (в широком смысле) функций)
Задачи, решаемые ИСМП, во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретных предприятий.
Уровни и службы управления | Решаемые задачи |
Руководство предприятия | Обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее; контроль за работой служб предприятия; координация работ и использование ресурсов; предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации; формирование себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат |
Финансово-бухгалтер-ские службы
| Контроль движения средств; реализация учетной политики; оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей; контроль выполнения договоров, смет и планов; контроль финансовой дисциплины; контроль движения товарно-материальных потоков; оперативное формирование документов финансовой отчетности |
Управление производством | Контроль выполнения производственных заказов; контроль состояния производственных мощностей; технологический контроль; ведение технической документации; определение фактической себестоимости производственных заказов |
Службы маркетинга
| Контроль продвижения товаров на рынок; анализ рынка сбыта; ведение статистики продаж; информационная поддержка политики цен и скидок; контроль выполнения поставок; оптимизация затрат на транспортировку |
Службы сбыта и снабжения | Ведение баз данных товаров, продукции, услуг; планирование сроков поставки и затрат на транспортировку; логистические задачи |
Службы складского учета | Управление запасами и ресурсами; инвентаризация |
Информационные системы управления предприятием:
Объемно-календарное планирование MPS
Первым стандартом управления бизнесом было использование системы MPS (Master Planning Scheduling), или системы объемно-календарного планирования –
формирование плана продаж или "объема продаж", с разбивкой по календарным периодам. Отсюда название системы - обьемно-календарное. По плану объема продаж формируется план пополнения запасов за счет производства или закупки.
Статистическое управление запасами SIC
В основе лежит использование статистических методов, поэтому и возникло такое название "статистическое управление запасами" ("Statistical Inventory Control" - SIC).
Исследование динамики запасов этим подходом привело к появлению двух понятий:
“точка заказа” - величина, которая определяет уровень складских запасов.
"уровень пополнения" (запаса товара на складе) количество товара, при достижении которого запасы товара на складе не следует увеличивать.
Планирование материальных потребностей MRP
Эти системы были предназначены для решения проблемы формирования заказа на комплектующие и узлы при использовании данных (потребностях) обьемно-календарного плана производства (MPS).
Метод MRP основывается на системе расчетов, использующих данные основного производственного плана, при построении которого за основу берется ожидаемый (фактический спрос) на готовую продукцию.
Основной производственный план разрабатывается исходя из прогноза спроса или информации о принятых к исполнению (плановых) заказах с утвержденными (ожидаемыми) датами поставок, а также о потребностях в пополнении страховых запасов.
MRP - определяется как набор бизнес-процессов, который интегрирует основные процессы производства: выпуск продукции, планирование и управление запасами; позволяя эффективно управлять процессом производства и материалами.
Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов-комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно разгрузкой склада.
Таким образом, использование MRP-системы для планирования производственных потребностей позволяет оптимизировать время поступления каждого материала, тем самым значительно снижая складские издержки и облегчая ведения производственного учета
Планирование производственных мощностей CRP
Методология, аналогичная методологии MRP, была разработана и для планирования производственных мощностей. Она получила название CRP (Capacity Resource Planning – планирование производственных мощностей).
Система планирования производственных мощностей по методологии CRP применяется для проверки пробной программы производства, созданной в соответствии с прогнозами спроса на продукцию, на возможность ее осуществления имеющимися в наличии производственными мощностями.
В процессе работы CRP-системы разрабатывается план распределения производственных мощностей для обработки каждого конкретного цикла производства в течение планируемого периода. Также устанавливается технологический план последовательности производственных процедур и, в соответствии с пробной программой производства, определяется степень загрузки каждой производственной единицы на срок планирования.
Планирование производственных ресурсов MRP II
Учет согласованного планирования и оптимизации потребностей и мощностей привел к появлению объединенных система планирования MRP-CRP. Эти системы получили название MRP II (Manufacturing Resource Planning- планирование производственных ресурсов). Фактически совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей позволяет достаточно точно определить финансовые результаты сформированного производственного плана. При финансовом анализе в рамках MRP II не учитываются косвенные затраты (накладные расходы), инвестиционные платежи, график финансовых потоков.
Эта система была создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Кроме того, система класса MRP II способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и эмулировать ответ на вопрос "Что если". MRP II представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д.
Результаты работы каждого из модуля анализируются всей системой в целом, что собственно и обеспечивает ее гибкость по отношению к внешним факторам.
В соответствии со стандартами MRP-II, в системе реализованы следующие функции:
планирование продаж и производства.
управление спросом.
составление плана производства
планирование потребности
спецификация продуктов
управление складом
управление производством на уровне на уровне цехов.
планирование производственных мощностей
материально-техническое снабжение
планирование и контроль производственных операций
оценка результатов деятельности
Планирование ресурсов предприятия ERP
В начале 90-х гг. в систему классом MRP-II был интегрирован модуль финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning). В результате чего родился новый стандарт управления запасом ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Эти системы позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий.
Цель ERP - интегрировать управление всеми ресурсами предприятия, а не только материальными, как в MRP II. Однако, по существу в ERP сохраняются подходы к планированию производства, принятые в MRP II.
ERP можно рассматривать как набор интегрированных приложений, позволяющих создать информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля, анализа всех основных бизнес-операций.
В состав ERP-систем входят функциональные блоки:
- планирование продаж и производства;
- управление спросом;
- укрупненное планирование мощностей
- основной план производства (план графика выпуска продукции)
- планирование потребности в материалах
- детализация сроков поставки
- спецификация изделия
- проверка и корректировка цеховых планов по мощностям
- управление закупками, запасами и продажами
- управление финансами
- управление затратами
- управление проектами.
Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем ERP II
Система планирования производства должна иметь два фокуса - на производственной эффективности и на создании покупательской ценности. Эта новая парадигма планирования и есть планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем - CSRP(Customer Synchronized Resource planning-планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем), Она была разработана в ходе развития ERP-систем. Был разработан стандарт CSRP: CRM – управление взаимоотношениями с клиентами. Это привело к созданию ERP II – управление ресурсами и внешними связями
Эта концепция охватывает почти полностью весь жизненный цикл товара (производственный, логистический, предпродажный, послепродажный). Чтобы правильно управлять стоимостью товара, необходимо знать, во сколько обойдется продвижение и обслуживание товара данного типа, и учитывать все элементы его функционального жизненного цикла, а не только производства.
Сущность данной концепции состоит в том, что при планировании и управлении компанией следует учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и вспомогательные ресурсы (ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и текущей работы с клиентом, послепродажного обслуживания реализованных товаров и т. д.).
- Корпоративные сайты, корпоративные порталы (кп).
- Как создаётся корпоративный сайт?
- Управление информационными рисками: система управления информационными рисками.
- Стратегии управления информационными рисками
- Влияние информационных и коммуникационных технологий на процесс управления организацией.
- Взаимосвязь элементов системы управления
- Принципы работы с информацией: поиск; обработка и организация хранения структурированной информации.
- Особенности глобального электронного рынка, сетей и Интернет-ресурсов, а также сообщества пользователей Интернет.
- 11. Использование корпоративных информационных систем в менеджменте: необходимость, проблемы, перспективы.
- 3) Интероперабельность прикладных систем
- 12. Информационные ресурсы органов власти. Категории видов информации.
- Сетевая инфраструктура им. Структура асу класса erp.
- Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем erp II
- Информационные системы управления организацией, предприятием, технологическим процессом
- 16. Информационные продукты и услуги, их особенности и структура.
- 18. Инжиниринг бизнес процессов предприятия с использованием информационных технологий
- 1.7. Информационные технологии в бизнес-инжиниринге
- 19. Аппаратное и программное обеспечение информационного менеджмента. Информационные системы организаций.
- 20. Этапы внедрения корпоративных информационных систем в управление предприятием.
- 21.Составляющие им – электронная реклама, электронный маркетинг и др.
- I. Smm. Социальные медиа
- II. Контекстная реклама
- IV. Медийная реклама
- V. Pr в Интернете
- Участники информационного рынка, их характеристики. Сложившаяся структура взаимодействия участников информационного рынка.
- 24. Информационное обеспечение процесса управления. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
- 25.Основные положения процесса управления. Универсальная схема управления. Плановая траектория процесса управления.