logo search
инфмен

1.7. Информационные технологии в бизнес-инжиниринге

В современных компаниях и организациях наблюдается значительная зависимость

методов управления от наличия адекватных средств их методической и программной

поддержки.

Специалисты отмечают, что в существующих информационных системах,

поддерживающих управление компаниями и организациями, в основном сосредоточена

количественная информация о материальных, финансовых и человеческих ресурсах.

Меньше внимания уделяется информации о самой организации деятельности и методикам

работы с такой информацией. До сих пор в ряде компаний системно представлены только

локальные знания о деятельности подразделений и сотрудников или организации

отдельных процессов.

Положение дел, однако, постепенно меняется в лучшую сторону. Возможность

иметь интегрированные знания обо всей системе процессов в соотношении со знаниями о

целях и стратегиях организации достигается использованием специальных методик и

программных средств. На мировом рынке управленческого консалтинга и делового софта

в последнее десятилетие появился целый ряд эффективных методологий и решений для

моделирования и оптимизации деятельности компаний.

Бизнес-инжиниринг – это инжиниринговые технологии, опирающиеся на создание

и поддержание в актуальном состоянии электронных информационных моделей, которые

интегрированно отражают деятельность компании или организации на стратегическом,

функциональном, структурном и процессном уровне. Инжиниринговая модель может

описывать также и информационную составляющую (структуры данных и

коммуникативную структуру), в результате чего становится возможной адекватная

автоматизация процессов. Сегодня бизнес-инжиниринг может рассматриваться не только

как технология описания и разовой перестройки процессов при подготовке организации к

внедрению информационной системы, но и как технология поддержки постоянных

улучшений системы управления организации на основе мониторинга и улучшения ее

бизнес-модели.

Результаты моделирования и новые правила реализации процессов должны быть

доступны и понятны персоналу. Это предполагает, что специалисту, исполняющему

определенную роль в процессе, известно и понятно не только ее содержание, но и

содержание всего процесса, способы его осуществления, а также связь его задач с целями

и задачами компании, ясна его роль в системе деятельности, выполняемой всем

коллективом (принципы менеджмента качества, «вовлеченности» и «командной игры»).

Это, в свою очередь, требует от системы бизнес-моделирования простых и понятных

средств представления описаний процессов, которые могут быть использованы в качестве

документированных процедур и рабочих инструкций, отражающих актуальные на

текущий период бизнес-правила.

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией[1].

Так же в достаточно широком смысле[2] трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»[3].

Одно из наиболее широких определений ИС дал М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей»[4].

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации[5].

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий[6].