Тема 4. Классификация организаций
Социальная организация - любая достаточно устойчивая социальная группа с регламентированным поведением людей.
Регламентированное поведение означает, что поведение людей в организации носит нормативно-правовой характер, т.е. определяется нормами, положениями, правовыми актами, общими для всех её членов.
Социальная организация является предметом изучения не только экономических наук, но и социологии, философии, психологии, политологии, кибернетики, системотехники и других наук. Каждая из них предлагает своё видение организации и изучает её со своей позиции.
Организации делятся на три класса:
добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (церкви, политические партии, университеты, клубы);
принудительные организации, членами которых становятся принудительным путём (армия, концентрационные лагеря);
утилитарные (хозяйственные) организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (заводы, предприятия, фирмы).
С точки зрения вопросов построения и совершенствования организаций их делят по признаку происхождения на искусственные и естественные.
Многие организации создаются искусственным путём, т.е. по заранее составленному проекту (или модели), даже если последний не оформляется документально. В основе таких организаций лежит проект организационной системы, поэтому их часто называют организационными системами. Таким образом, искусственные организации - это проектируемые, т.е. создаваемые человеком по определенному плану, организации.
Они имеют чёткую структуру, целевую направленность и являются основным объектом проектирования, воплощая собой замыслы конструкторов. Примерами таких организаций являются предприятия различных видов собственности и организационно-правовых форм, их объединения, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, отрасли, межотраслевые комплексы и др. Примеры искусственных организаций могут быть и менее значительными. К ним могут быть отнесены подразделения организации или отдельные творческие коллективы, создаваемые для решения частных задач.
Для решения сложных проблем, связанных с удовлетворением новых социальных потребностей, создаются различные типы организационных систем: технологические, программно-целевые и непрограммные.
Технологические организационные системы реализуют определённую технологию изготовления некоторой продукции или оказания услуг, являющихся объектом потребности. В основе построения таких систем лежит определённая технологическая схема (или схемы). К технологическим организационным системам относятся промышленные предприятия, концерны, финансово-промышленные группы и др.
Программно-целевые организационные системы реализуют определённую программу работ, связанных с решением некоторой социальной проблемы. В основе построения таких систем лежат обычно целевые комплексные программы (федеральные, республиканские, региональные и др.).
Непрограммные организационные системы реализуют гибкую и сложную программу действий, определить которую заранее невозможно, т.к. она постоянно изменяется в зависимости от текущей обстановки. К ним относятся временные творческие коллективы, межотраслевые комплексы, венчурные предприятия (рисковые предприятия в наукоёмких отраслях экономики, специализирующиеся в области научных исследований, инженерных разработок, создания и внедрения нововведений при отсутствии твёрдых, надёжных гарантий окупаемости и прибыльности).
Некоторые социальные организации появляются естественным путём, т.е. спонтанно, без заранее составленного плана или модели. Например, семьи, некоторые города, поселения, хозяйственные ассоциации. Они не имеют чётко выраженных целей, структуры и значительно отличаются от искусственных. Они называются естественными организациями.
Любую реальную организацию можно рассматривать как некоторое сочетание свойств, характерных для искусственных и естественных организаций.
В связи с переходом к рыночной экономике производственно-хозяйственные структуры среднего звена управления экономикой (межотраслевые и территориально-производственные комплексы) оказались в значительной степени разрушенными и основное внимание стало уделяться новым организационным формам нижнего уровня - предприятиям различных организационно-правовых форм и видов собственности. Однако в последние годы всё более стала осознаваться необходимость восстановления среднего звена, а кроме того, реформирование производственных отношений на основе приватизации собственности создало предпосылки для развития межотраслевой кооперации и образования агропромышленных и других комплексов. Появились первые в России финансово-промышленные группы.
Несмотря на многообразие экономических организационных систем, их объединяет ряд общих свойств:
1) Ориентация на социальные потребности.
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения разнообразных материальных потребностей общества, т.е. для достижения внешних целей. Это , однако, не означает, что организация не может иметь своих собственных потребностей (внутренних целей) и не может их удовлетворять. В соответствии с Законом РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
2) Целенаправленность (целеустремленность).
Производственно-хозяйственная организация целенаправленно использует материально- технические средства и информацию для создания материальных благ и услуг под руководством органа (аппарата) управления. При этом цели организации могут устанавливаться по-разному в зависимости от этапа её жизненного цикла. В процессе рождения замысла и проекта организационной системы цели для неё могут устанавливаться вышестоящей организацией (или собранием учредителей). При функционировании у организации появляются собственные цели, которые могут не совпадать с “внешними” целями.
3) Целостность.
Производственно-хозяйственная организация – это целостная совокупность производственных и управленческих подразделений, объединяемая единством целей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным использованием закрепленных за ними материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. Целостность обеспечивается путём умелого сочетания административных методов управления с финансовой заинтересованностью участников. Причем удельный вес методов административного и “финансового” управления может колебаться в значительных пределах.
4) Интегрированный характер.
Экономическая организационная система является результатом процесса объединения различных организационно-хозяйственных единиц. Например, концерны, являющиеся наиболее развитой формой экономических организационных систем, представляют собой обычно интеграцию научно-производственных, торгово-сбытовых, организационно-экономических и финансовых возможностей участников для реализации выбранной стратегии развития. В качестве рассматриваемых форм интеграции можно рассматривать также акционерные общества, товарищества, ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, межотраслевые комплексы и др. (Холдинг - акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними).
5) Наличие объекта управления, понимаемого как совокупность исполнителей (участников) экономической организационной системы, осуществляющих производственный процесс, вместе с их орудиями труда. При этом под исполнителями (участниками) экономической организационной системы понимаются как физические, так и юридические лица.
6) Единый центр управления.
Для обозначения этого центра используют различные термины (управляющий орган, субъект управления и др.). Роль центра управления заключается в организации и координации деятельности исполнителей (участников) экономической организационной системы, что осуществляется путем информационного воздействия на них, сочетания административного управления с экономическими (финансовыми) методами.
7) Иерархическая структура.
Экономические организационнные системы имеют сложную иерархическую структуру. Наиболее распространенными её формами являются линейная, функциональная, штабная, матричная, программно-целевая, смешанная.
8) Наличие контура управления (обратной связи).
Между объектом и субъектом управления существует прямая и обратная связь, благодаря которой и осуществляется управление, понимаемое как информационный процесс.
9) Способность решать проблемы (задачи).
Для решения своих проблем, т.е. для удовлетворения собственных потребностей организация устанавливает соответствующие цели и стремится их достичь.
- Содержание
- Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
- 1.1. Сущность понятия “организация“
- 1.2. Содержание теории организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 2. Развитие теории организации
- 2.1. Зарубежные исследования
- 2.2. Отечественный опыт теории и практики
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 3. Организация как система
- 3.1. Производство как социально-экономическая система
- 3.2. Управляющая и управляемая системы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 4. Классификация организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Место управления в организационных процессах и структурах
- 5.2. Управление организациями
- 5.2.1. Управление техникой и людьми
- 5.2.2. Целевое управленческое воздействие
- 5.2.3. Организационный порядок
- 5.2.4. Самоорганизация
- 5.2.5. Интеграция управления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1.Особенность культуры управления
- 6.2. Основные элементы культуры управления
- 6.3. Стиль работы руководителя
- 6.4. Требования к современному руководителю
- Вопросы для самоконтроля.
- Тема 7. Законы организации
- 7.1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации
- 7. 2. Закон синергии
- 7. 3. Закон самосохранения
- 7. 4. Закон развития
- 7.5. Закон информированности-упорядоченности
- 7. 6. Закон единства анализа и синтеза
- 7. 7. Закон композиции и пропорциональности
- 7. 8. Специфические законы социальной организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 8. Принципы организации
- 8.1. Принципы статической и динамической организации
- 8.1.1. Принципы приоритета
- 8.1.2. Принципы соответствия
- 8.2. Принципы формирования процесса организации
- 8.3.Принципы рационализации
- 8.3.1. Философия рационализации
- 8.3.2. Элементы рационализма деятельности организации
- 8.3.4. Кружки качества
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9. Проектирование организационных систем
- 9.1. Принципы построения экономических организационных систем
- 9.2.Этапы разработки экономических организационных систем
- 9.2.1. Определение социальной потребности и постановка проблемы
- 9.2.2. Определение цели создания экономической организационной системы и критерия эффективности
- 9.2.3. Исследование проблемы (потребности)
- 9.2.4. Определение границ (состава) потенциального объекта управления
- 9.2.5. Выбор границ (состава) объекта управления
- 9.2.6. Проведение обследования объекта управления, подготовка технического задания и дальнейшие этапы разработки системы
- 9.3. Вопросы организации работ по созданию экономических организационных систем.
- 9.4. Главные структурные составляющие социальной организации
- 9.5. Структура и функции «ядра» организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 10. Совершенствование функционирования и управления организационной системой
- 10.1. Построение автоматизированной информационной системы для “ядра” организации
- 10.2. Функционально-диагностический метод совершенствования управления проблемами организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 11. Субъекты организаторской деятельности
- 11.1 Характер и содержание деятельности субъекта социального управления
- 11.2. Отношения между субъектом и объектом социального управления
- 11.3. Государство как субъект социального управления
- 11.4. Самоуправленческие отношения
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Список основной и дополнительной литературы Основная литература
- Дополнительная литература