6.2. Основные элементы культуры управления
Культура управления включает в себя следующую совокупность элементов, каждый из которых обеспечивает соответствие составных частей процесса управления тем требованиям, которые к ним предъявляются:
культура работников управления (уровень общей культуры работника; знание науки управления; владение искусством управления; наличие личных и деловых качеств, необходимых работникам);
культура процессов управления (прогрессивная технология управления; рациональная организация управленческого труда; комплексная механизация и автоматизация процесса управления; культура приема посетителей, разговоров по телефону, проведения совещаний, заседаний, собраний);
культура условий труда (культура производственной среды, включающая световой режим, воздухообмен, температурно-влажностный режим, интерьер, шум, чистоту; культура организации рабочих мест, включающая планировку, обслуживание, организационно-техническую оснастку);
культура документации (оформление документации, долговечность документации, удобства пользования документацией, надежность и быстродействие документационного обслуживания).
Однако это не простой набор отдельных элементов культуры управления. Все они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Причем определяющим среди них является культура работников управления. Обладая высокой культурой, каждый работник будет качественно выполнять свою работу, т.е. поддерживать высокий уровень культуры процесса управления и стремиться совершенствовать организацию своего труда.
Культура работников управления зависит от многих факторов и характеризуется уровнем общей культуры: наличием деловых качеств, которые необходимы для выполнения работы в соответствии с занимаемой работником должностью; глубоким и всесторонним знанием науки управления и умением использовать эти знания в процессе своей деятельности (искусство управления) и стилем работы данного работника. Нельзя сказать, что в организации существует высокая культура управления, если там имеются проявления волокиты, чиновничества, бездушия, грубости и другие отрицательные явления. Недопустимы также в системе управления нарушение государственных норм, необязательность выполнения обещания, необъективность оценки деятельности и целый ряд других недостатков.
Основными путями обеспечения культуры работников управления являются: глубокое овладение теорией организации и наукой управления, систематическое повышение квалификации и общей культуры, анализ и практическое осмысление результатов своей деятельности, развитие положительных личных качеств.
Огромное значение для культуры управления имеет уровень культуры организации процесса управления. Процесс управления на каждом предприятии должен быть детально проанализирован в целях правильного разделения процессов сбора и обработки информации и процесса принятия решения. Процесс сбора и обработки информации должен происходить в соответствии со специально разработанной последовательностью операций и процедур, причем значительная часть их должна осуществляться с помощью различных технических средств.
Культура процесса управления включает также рациональную организацию управленческого труда: рациональное разделение, кооперация и регламентация управленческого труда, нормирование состава, численности работников, правильная расстановка и использование кадров, применение прогрессивных методов, средств работы. Одним из элементов, оказывающих прямое влияние на уровень культуры процесса управления, является его комплексная автоматизация и механизация.
Существенным элементом культуры процесса управления на предприятии является культура приема посетителей, разговоров по телефону, проведения совещаний, заседаний, собраний, рассмотрения писем трудящихся.
Важным элементом культуры управления является культура условий труда. От того, насколько удобны помещение и рабочее место работника, насколько они соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, в значительной степени зависит производительность управленческого труда. В соответствующем оборудовании, оформлении помещения и рабочих мест работников, в обеспечении наиболее комфортабельных условий труда проявляется культура управления на предприятии.
Неотъемлемым элементом культуры управления является культура документации. Эффективность управленческого труда в значительной степени зависит от оформления документов, организации их движения и хранения, удобства пользования, надежности и долговечности. Обеспечение высокого уровня культуры документации приводит к значительной экономии средств, ибо использование содержащейся в документах информации сопровождается выполнением значительного объема операций, число которых возрастает при отсутствии надлежащей культуры работы с документами.
Значение культуры управления в повышении эффективности управления огромно. Учет элементов культуры управления в разнообразной управленческой деятельности позволяет улучшить организацию управления, упростить и удешевить процесс управления, обеспечить слаженность и четкость работы аппарата управления, повысить государственную и трудовую дисциплину на предприятии. Без учета требований культуры управления практически невозможно реализовать ни одну из рекомендаций, разработанных наукой управления.
- Содержание
- Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
- 1.1. Сущность понятия “организация“
- 1.2. Содержание теории организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 2. Развитие теории организации
- 2.1. Зарубежные исследования
- 2.2. Отечественный опыт теории и практики
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 3. Организация как система
- 3.1. Производство как социально-экономическая система
- 3.2. Управляющая и управляемая системы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 4. Классификация организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Место управления в организационных процессах и структурах
- 5.2. Управление организациями
- 5.2.1. Управление техникой и людьми
- 5.2.2. Целевое управленческое воздействие
- 5.2.3. Организационный порядок
- 5.2.4. Самоорганизация
- 5.2.5. Интеграция управления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1.Особенность культуры управления
- 6.2. Основные элементы культуры управления
- 6.3. Стиль работы руководителя
- 6.4. Требования к современному руководителю
- Вопросы для самоконтроля.
- Тема 7. Законы организации
- 7.1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации
- 7. 2. Закон синергии
- 7. 3. Закон самосохранения
- 7. 4. Закон развития
- 7.5. Закон информированности-упорядоченности
- 7. 6. Закон единства анализа и синтеза
- 7. 7. Закон композиции и пропорциональности
- 7. 8. Специфические законы социальной организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 8. Принципы организации
- 8.1. Принципы статической и динамической организации
- 8.1.1. Принципы приоритета
- 8.1.2. Принципы соответствия
- 8.2. Принципы формирования процесса организации
- 8.3.Принципы рационализации
- 8.3.1. Философия рационализации
- 8.3.2. Элементы рационализма деятельности организации
- 8.3.4. Кружки качества
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9. Проектирование организационных систем
- 9.1. Принципы построения экономических организационных систем
- 9.2.Этапы разработки экономических организационных систем
- 9.2.1. Определение социальной потребности и постановка проблемы
- 9.2.2. Определение цели создания экономической организационной системы и критерия эффективности
- 9.2.3. Исследование проблемы (потребности)
- 9.2.4. Определение границ (состава) потенциального объекта управления
- 9.2.5. Выбор границ (состава) объекта управления
- 9.2.6. Проведение обследования объекта управления, подготовка технического задания и дальнейшие этапы разработки системы
- 9.3. Вопросы организации работ по созданию экономических организационных систем.
- 9.4. Главные структурные составляющие социальной организации
- 9.5. Структура и функции «ядра» организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 10. Совершенствование функционирования и управления организационной системой
- 10.1. Построение автоматизированной информационной системы для “ядра” организации
- 10.2. Функционально-диагностический метод совершенствования управления проблемами организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 11. Субъекты организаторской деятельности
- 11.1 Характер и содержание деятельности субъекта социального управления
- 11.2. Отношения между субъектом и объектом социального управления
- 11.3. Государство как субъект социального управления
- 11.4. Самоуправленческие отношения
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Список основной и дополнительной литературы Основная литература
- Дополнительная литература