3.1. Формы организации инновационной деятельности
Понятие «организация инноваций» в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных людей и автономных групп сотрудников, ориентированных на достижение некоторых целей по созданию и реализации инноваций любого вида и направленности, разной степени новизны и сложности, практической ценности и эффективности, путем совместных и скоординированных действий.
При выборе организационных форм необходимо учитывать, что инновационная деятельность характеризуется исключительным динамизмом, высокими темпами морального устаревания полученных результатов и соответственно появлением и реализацией все новых инноваций.
Под организационной формой инновационной деятельности следует понимать комплекс предприятий, отдельное предприятие или их подразделения, характеризующиеся определенной иерархической структурой и соответствующим специфике инновационных процессов механизмом управления, обеспечивающие обоснование необходимости инноваций и выявляющие основные идеи их создания [15].
В практике развития науки и техники и их соединения с производством и реализацией инноваций используются разнообразные организационные формы предприятий, отличающиеся: спецификой создаваемых инноваций; широтой охвата инновационного процесса; уровнем управления и структурой управления; формой иерархических связей (вертикальных, горизонтальных, смешанных); территориальным размещением предприятия; формой собственности.
Формами организации инновационной деятельности являются:
промышленные предприятия;
малые инновационные предприятия;
научно-исследовательские институты (НИИ);
высшие учебные заведения (ВУЗы);
технопарки;
промышленные парки;
научные парки;
технополисы;
инновационно-технологические центры;
бизнес-инкубаторы;
центры трансферта технологий.
Промышленные предприятия, ведущие активную инновационную деятельность, составляют ядро инновационного развития региона, поскольку позволяют осуществлять не только научные исследования и разработки, но и доводить новации до реального воплощения в какой-либо продукт, услугу, работу. Они играют главную роль в коммерциализации и диффузии инноваций, развитии инновационной инфраструктуры. Кроме того, они определяют направления изменения нормативной базы инновационной деятельности. Критериями эффективности работы промышленных предприятий являются количество готовых инноваций, уровень затрат и доходов по инновационной деятельности, повышение инновационной активности.
Малые инновационные предприятия зачастую определяют политику инновационного развития, так как имеют возможность гибко реагировать на изменения в спросе и предложении на рынке инновационной продукции, отслеживать и воплощать инновационные идеи и достигать высокой эффективности при условии успешной реализации инноваций.
Научно-исследовательские институты (НИИ) работают, как правило, на начальной стадии инновационной деятельности, поскольку осуществляют фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, подготовку конструкторской и проектной документации. В то же время эффективность проведения этих этапов инновационного процесса во многом определяет возможность и результативность его использования в производстве и доведения готовой инновационной продукции до потребителя.
Высшие учебные заведения (ВУЗы) определяют кадровый потенциал инновационного развития, способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей. С учётом маркетинговых исследований инновационного рынка ВУЗы могут с большей эффективностью, чем другие субъекты инновационной системы, проводить исследования и осуществлять инновационные разработки, которые будут реализованы на практике. Кроме того, цепочки «ВУЗ-НИИ-предприятие» или «ВУЗ-предприятие» дают возможность разрабатывать только те инновационные проекты, которые могут быть реализованы на предприятиях и которые будут профинансированы.
Технопарки выполняют особую роль в инновационном процессе. Технопарк является формой организации инновационной деятельности, направленной на создание и коммерческую реализацию научно-технической продукции. Он может быть основан на базе ВУЗа, предприятия или быть самостоятельной хозяйственной единицей. Целью организации технопарка является создание условий и инфраструктуры, обеспечивающей современный уровень разработки научно-технической продукции и ее коммерческую реализацию.
Промышленные парки – объединения фирм, основанные на совместном использовании ими земельного участка, служебных помещений, оборудования, технических средств, некоторых деловых услуг.
Научные парки представляют собой совокупность наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупных научных и учебных центров, главным образом, университетов.
Технополисы представляет собой специально созданный комплекс в одном регионе, с развитой инновационно-инвестиционной инфраструктурой и включающий предприятия и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл. В отличие от технопарка технополис создается специально и включает весь комплекс работ инновационного процесса.
Инновационно-технологические центры создаются с целью решения оперативных задач по обеспечению ускоренной передачи инноваций и интеллектуальной собственности субъектов научно-инновационной деятельности в промышленность и реальный сектор экономики, диверсификации высокотехнологичного производства, активизации научно-инновационной деятельности и трансфера инновационных разработок на крупные промышленные предприятия.
Бизнес-инкубатор – это небольшая организация (5-30 человек), в которой создаются условия, направленные на поддержку, развитие и распространение предприятий малого и среднего бизнеса.
Западные исследователи выделяют три группы «инкубаторов»:
1. Производители новой продукции, разработка которой находится на ранней стадии (создание образца);
2. Инновационные фирмы, приступающие к разработке научно-технических идей;
3. Фирмы, специализирующиеся в сфере оказания деловых услуг.
Функции «бизнес-инкубаторов»:
1) проведение деловой экспертизы создающихся фирм и проектов. Консультационная деятельность в «инкубаторе» тесно связана с обучением предпринимателей, подготовкой их к самостоятельной деятельности в реальных условиях жесткой конкуренции.
2) финансирование клиентов. В обстановке роста числа источников финансирования (государственные субсидии, венчурный капитал, различные фонды, собственные средства) мелкие фирмы нуждаются в осмыслении предоставляемых возможностей и их обоснованном выборе. Как правило, создающиеся фирмы не имеют достаточного опыта общения с финансовыми организациями, а фирмы венчурного капитала предпочитают не иметь дела с новыми компаниями, требующими значительной помощи и подверженным риску банкротства. Опытные специалисты из «инкубатора» могут привлечь внимание венчурного капитала к новичкам по мере их становления.
3) способствование экономическому развитию региона. Это проявляется в повышении занятости, формировании предпринимательской сети, осуществлении структурной перестройки посредством создания новых фирм и т.д.
Перечисленные функции выполняются посредством предоставления широкого ассортимента услуг, которые подразделяются на 4 группы:
1. Финансовое консультирование и помощь – налогообложение, рисковый менеджмент и страхование, правительственные гарантии и займы, правительственные заказы, залоговые и биржевые операции, помощь в развитии экспортного потенциала.
2. Организация менеджмента – подготовка бизнес-планов, организация найма сотрудников, реклама и маркетинг, обзоры законодательства, организация сервиса и режима работы, разработка проектов, исследования и разработка.
3. Общеделовые услуги – подготовка аудиовизуального оборудования, отправка и доставка грузов, почтовые услуги, копировальные услуги, секретариат, телекоммуникации, ревизионная деятельность.
4. Профессиональные бизнес-услуги – адвокатура, официальное представительство, патентное обслуживание, учет и анализ, компьютеризация и информационная деятельность, фонды венчурного капитала.
Типы инкубаторов. Первый тип – Центр развития передовой технологии при Технологическом университете штата Джорджия, который образован для расширения высокотехнологичных отраслей и привлечения в них новых фирм.
Второй тип «инкубатора» (один из первых в США) – «Technology Center International», включавший семь центров развития предприятий. Механизм образования «инкубатора» в этом случае ничем не отличается от создания новой фирмы на средства предпринимателя.
Третий тип, примером которого может служить фирма «Рубикон групп» в штате Техас, - это частное инвестиционное партнерство венчурного типа. Такой тип «инкубатора» обусловлен исключительно частными источниками финансирования и высокотехнологичной ориентацией.
Центр трансферта технологий – это организация, занимающаяся передачей научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска новой продукции. Трансферт технологий осуществляется как в некоммерческой (передача информации по фундаментальным исследованиям, научным открытиям и технологическим изобретениям), так и в коммерческой (коммерциализация разработок) формах [8].
Методической основой классификации инновационных организаций являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла и ряд других аспектов. В табл. 3.1. представлена классификация инновационных организаций [13].
Таблица 3.1
Классификация инновационных организаций
Признак классификации | Вид инновационной организации (ИО) |
1. Уровень новизны инноваций | 1.1 Инноваторы-лидеры – инновационные предприятия, которые являются инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями-инноваторами-последователями; 1.2 ИО, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерские изобретения; 1.3 ИО, создающие новые потребности и способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей; 1.4 ИО, создающие базовые инновации; 1.5 ИО, создающие модифицированные новшества; 1.6 ИО, создающие новые поколения техники и технологии; |
2. Уровень специализации | 2.1 ИО, специализированные на отдельной стадии ЖЦ новшества; 2.2 ИО, специализированные на отдельной проблеме; 2.3 Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦ новшеств; |
3. Стадия ЖЦ новшеств, на которой работает инновационная организация | 3.1 Стратегический маркетинг: научно-исследовательская организация по маркетингу (НИОмаркетинг); 3.2 Фундаментальные исследования: научно-исследовательские институты (НИИ); 3.3 Прикладные исследования: научно-исследовательские объединения (НИО); 3.4 Опытно-конструкторские работы: специализированное конструкторское бюро (КБ); 3.5 Технологическая подготовка производства: проектно-технологическая организация (ПТО); 3.6 Сервис: сервисная организация |
Продолжение табл. 3.1
4. Тип стратегии инновационной организации | 4.1 ИО-виолент (стратегия характерна для организаций, действующих в сфере крупного производства при массовом выпуске продукции по более низким ценам. За счет этого обеспечивается большой запас конкурентоспособности); 4.2 ИО-патиент (стратегия характерна для предприятий с узкой специализацией для ограниченного круга потребителей. Выпуск дорогих и высококачественных товаров адресован тем, кого не устраивает обычная продукция); 4.3 ИО-эксплерент (стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка); 4.4 ИО-коммутант (стратегия обеспечивающая повышение потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуализации услуги). |
5. Организационно-правовая форма | 5.1 Индивидуальное предпринимательство для физических лиц; 5.2 Хозяйственные товарищества и общества; 5.3 Общество с ограниченной ответственностью; 5.4 Общество с дополнительной ответственностью; 5.5 Акционерные общества (открытые и закрытые); 5.6 Дочерние и зависимые общества; 5.7 Производственные кооперативы; 5.8 Государственные и муниципальные унитарные предприятия; 5.9 Некоммерческие предприятия: союзы, ассоциации и т.п. |
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14