logo
Пособие 2007 инновационный менеджмент

10.1. Особенности малого предпринимательства в

инновационной среде

Резкое снижение инвестиционной и инновационной активности, происходящее на фоне ухудшения финансового положения предприятий - одна из особенностей современной социально-экономической ситуа­ции в России. Недостаточность ресурсов, разрыв хозяйственных свя­зей, неплатежеспособность самого крупного заказчика - государства - привело к отказу от долгосрочных проектов. Из производ­ства, и тем более из разработок, исключаются крупные, сложные и высокотехнологичные изделия, требующие широкой комплектации. Невостребованными при этом становятся и высококвалифицированные кадры.

Для улучшения сложившейся ситуации невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного в разных зарубежных странах одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важней­шим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восп­риимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям ры­ночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы. Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество тру­доемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифициро­ванного и неквалифицированного труда, то есть то, к чему более прис­пособлены мелкие фирмы. Значение небольших фирм в инновационной сфере подтверждается результатами различных экономических иссле­дований.

Так, английский экономист Г. Бенкок отмечает, что из 70 важнейших изобретений 20-го века более половины сделаны самостоя­тельными изобретателями или мелкими фирмами. По данным Национального научного фонда США, мелкие и средние фирмы за последние два десятилетия выдали больше нововведений, чем крупные корпорации в расчете на одного занятого (в 2,5 раза), и в расчёте на один доллар затрат (в 2,4 раза).

Можно отметить следующие особенности малого предпринимательства в инновационной сфере:

Углубление специализации научных и проектных разработок привело к то­му, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами даже со своими довольно скудными ресурсами, работая лишь в узкоспециализированном направлении.

Малые предприятия стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать ус­тойчивое положение. У них отсутствует опасение, что внедрение новшества может снизить цену на уже освоенный и завое­вавший положение на рынке продукт и не позволит окупить средства, затраченные на его освоение. Такое опасение за свой капитал за­частую приводит к тому, что крупные компании держат «под сукном» свои изобретения.

Характерной чертой нововведенческой деятельности малых фирм является их преимущественная ориентация на создание продук­товых инноваций, наибольшее число которых приходится на начальный период развития отрасли, а не новых технологий, значение которых возрастает по мере достижения отраслью зрелости. Объяснить это можно тем, что для малых компаний не характерно крупносерийное, массовое производство. Продукты производятся здесь, как правило, сравнительно небольшими партиями, а иногда и в единичном экземп­ляре. Таким образом, совершенствование технологий производства отдельного товара не явится экономически эффективным. Кроме того, нацеленность малых фирм на создание новых продуктов приводит к отсутствию унификации товаров и усложняет совершенствование тех­нологического процесса, не создает существенных стимулов для тех­нологических инноваций.

Степень интенсивности инновационной деятельности малых предприятий в значительной степени определяется самой отраслью, в которой они действуют. Разработка и освоение ими нововведений осуществляются в тех областях, которые кажутся для крупного биз­неса или неперспективными, или слишком рискованными, и где очень короток жизненный цикл изделий.