logo
Пособие 2007 инновационный менеджмент

Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева

ИННОВАЦИОННЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Воронеж 2007

ГОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»

Ю.П. Анисимов Е.В. Солнцева

ИННОВАЦИОННЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Воронеж 2007

УДК 338.24.0012

Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 208 с.

В пособии излагаются основные положения инновационного менеджмента, особенности малого инновационного предпринимательства, функции и модели инновационного менеджмента, принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции. На примере отечественных и зарубежных предприятий описаны стратегии инновационной деятельности, приведены методы оценки эффективности инновационных проектов, дана классификация организационных форм инновационной деятельности.

Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 080500 «Менеджмент (производственный)», 080100 «Экономика», специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии», дисциплине «Инновационный менеджмент».

Табл. 8. Ил. 20. Библиогр.: 25 назв.

Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец

Рецензенты: кафедра менеджмента Института менеджмента, маркетинга и финансов (д-р экон. наук, доц. В.И. Алешникова);

канд. экон. наук, ст. преп. Ю.В. Качина

© Анисимов Ю.П., Солнцева Е.В.,

2007

© Оформление. ГОУ ВПО

«Воронежский государственный

технический университет», 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………...

6

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……

7

1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание…………………………………..

7

1.2. Нововведение – как объект инновационного менеджмента……………………………………………………

13

1.3. Функции инновационного менеджмента………………

19

1.4. Модели инновационного менеджмента………………..

23

1.5. Жизненный цикл нововведений………………………..

26

2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ………………………………………………..

30

2.1. Государственное управление инновационными процессами……………………………………………………..

30

2.2. Особенности управления инновационными процессами в регионе………………………………………….

35

2.3. Управление нововведениями на предприятии………..

40

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………...

44

3.1. Формы организации инновационной деятельности…..

44

3.2. Структура инновационных организаций………….…..

50

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………

60

4.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции………………………………………........................

60

4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции……………………………………

64

4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий………………………………………………………….

72

4.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий……………………….

77

5. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………………………

82

5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность……………………………………………………

82

5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта…………………………………………

88

5.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции …………………………………....................

93

5.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий………………………………………………………….

95

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА

99

6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления маркетинговой стратегии в инновационной деятельности…

99

6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга………………………………

103

6.3. Стратегический инновационный маркетинг…………..

108

6.4. Тактический инновационный маркетинг……………...

112

7. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….

116

7.1. Методы планирования инноваций……………………..

116

7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте…...

121

7.3. Инновационные игры: сущность и особенности применения……………………………………………………..

126

8. ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………...

133

8.1. Формы и методы инвестирования инноваций………...

133

8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности……………………………………………………

139

8.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности……………………………………………………

142

8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды……………………………………………………………..

145

9. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ……………………

152

9.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью………………………………..

152

9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке……………………………………………………………

155

9.3. Виды стратегий инновационной деятельности……….

159

9.4. Опыт применения инновационных стратегий………...

164

10. МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО…………………………………

167

10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной сфере………………………………………….

167

10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства …………………………………………

169

10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности…………………………………

172

11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………

179

11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура………………………………………………………..

179

11.2. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов……………………………………...

182

11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов………………………………………………………...

185

11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности...

191

Заключение…………………………………………………….

196

Список терминов и определений……………………………...

197

Приложения…………………………………………………….

202

Библиографический список…………………………………...

207

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менедж­мента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как нау­ка, технологии, инновации превратились в развитых странах в клю­чевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Ин­новационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне и имеет органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию стратегического менеджмента.

Он изучает ряд особых законов и тре­бований управления современными корпорациями и развития предпри­нимательства. Вместе с тем поведение фирм, корпораций, инноваци­онных предпринимателей во многом зависит от принципов и институ­тов государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов. Инновационный менеджмент - менеджмент системный. Всегда ощу­щается недостаток горизонтальных связей между отраслями научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций яв­ляется передовым краем современной науки управления. Инновационный менеджмент изучает экономические, организаци­онные, управленческие, социально-психологические и правовые факто­ры, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффек­тивные формы организации этих процессов на предприятиях.

Учебное пособие содержит теоретические положения, описание методов, моделей и рекомендаций по практическому использованию элементов инновационного менеджмента на предприятиях.