8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
Венчурным инвестированием инновационной деятельности (англ. venture – рискованное предприятие) называется долгосрочное рискованное вложение капитала в объекты инновационной сферы с целью получения высокой прибыли после их продажи по прошествии определенного времени.
Создание венчурных фондов призвано решать задачу внедрения новых техпроцессов и технологий в производственный процесс. Венчурные инвестиции составляют менее 3% корпоративных расходов на НИОКР, но приводят к осуществлению 15% всех инноваций в промышленности. Такие известные компании, как Intel, Advanced MicroDevices, Apple, Sun Microsystems, Seagate Technologies, Cisco Systems, 3Com, Yahoo!, Amgen, Genentech и Biogen финансировались венчурным капиталом на начальных этапах своего развития.
Особенности венчурного финансирования инновационной деятельности состоят в следующем:
1) высокие риски вложения средств, которые проявляются в отсутствии гарантий возврата вложенного капитала;
2) механизмом финансирования инновационных компаний венчурными фондами является прямая покупка их акций;
3) возможность внедрения представителя венчурной компании в совет директоров инновационной организации, тем самым появляется возможность влиять на процесс принятия решений в организации. В случае кредитования такая практика не имеет место.
4) венчурный инвестор не заинтересован в распределении прибыли и получении процентов. Являясь совладельцем компании, он имеет право на ее часть
Для данного типа финансирования характерно соотношение «высокие прибыли – высокие риски». Формально венчурные инвестиции представляют собой аналог прямых частных инвестиций, направленных на высокорисковые инновационные проекты и программы, находящиеся на ранних стадиях развития.
Это совершенно новые экономические отношения, в которых ключевую роль играет факт участия инвестора в управлении проектами и передачи опыта ведения бизнеса. Такие инвестиции помогают молодым копаниям в реализации их инновационных проектов.
В индустрии прямых частных и венчурных инвестиций стало общепринятым следующее разделение процесса инвестирования на ряд стадии:
Seed («ранняя») – организация находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды.
Start-up («начальная») – компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход готовой продукции на рынок.
Early stage («ранний рост») – организация осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока и нет устойчивой прибыли.
Expansion («расширение») – организация занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуется расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных фондов и капитала.
Exit («выход») – этап развития организации, на котором происходит продажа акций стратегическому инвестору или их первичное размещение на фондовом рынке.
Оптимальная схема венчурного инвестирования инновационной деятельности представлена на рис. 8.2.
Согласно схеме венчурный капитал вкладывается в венчурный фонд, который находится под оперативным руководством управляющей компании (УК). Фонд, в свою очередь, приобретает доли в организации на ограниченный срок на 7-10 лет, до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью. Как правило, фонды инвестируют капитал в большое число проектов (10-20). Это является необходимой стратегией диверсификации рисков, поскольку значительная часть проектов окажется убыточной, но большая доля профинансированных предприятий сможет принести значительную прибыль.
Инвесторы – ограниченные партнеры (99% капитала, 75-80% прибыли) Управляющая компания – генеральный партнер (1% капитала, 20-25% прибыли)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14