logo search
диана введение

17. Характеристики и типы управленческих ситуаций.

Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния производственной организации и ее звеньев, которое с точки зрения субъекта управления может быть удовлетворительным или неудовлетворительным. В последнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.

Характеристики ситуаций.

Классифицируя управленческие ситуации, целесообразно исходить, прежде

всего, из причин их возникновения, так как возникновение ситуаций

обусловлено либо изменениями во внешней среде, либо изменениями в процессе

реализации целей организации.

Целевая направленность в описании деятельности производственной

организации и ее внешней среды должна быть главной при выявлении признаков

возникающих ситуаций. Все ситуации связаны в первую очередь либо с

реализацией ранее установленной цели (выполнение производственной

программы, реконструкция, повышение квалификации кадров и пр.), либо с

формированием новых целей (процесс развития системы).

Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют

адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные

этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения. Типичным

примером ситуаций, возникающих в переходных процессах, является изменение

отдельных свойств продукции.

Проблема описания ситуаций.

Следующий шаг – корректное описание ситуаций. В этой связи необходимой

найти или разработать приемлемую для этой цели классификацию информационных

потоков.

Первым признаком классификации является разбиение информации по

шкалам: номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве

других сообщений; порядковая, дающая представление о доминировании объектов

в ряду сообщений; количественная, которая устанавливает единицы измерения

объекта. Второй признак классификации – логическое содержание сообщений об

объектах, их свойствах и отношениях. Третий признак – отношение

информационных потоков к целевой функции хозяйственной системы. Четвертый

признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. На

основе этого признака выделяют внешние и внутренние сообщения. Пятый

признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На

его основе все сообщения относятся к видам процедур (эвристическим,

расчетным, моделирования), параметрам (времени, субъектам и объектам

управления), типу преобразований (агрегирование, фильтрование и т.п.).

Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем

относительно времени события, цикла управления и периодичности поступления

сообщений.

Приведенная классификация позволяет описать как формальные, так и

содержательные характеристики управленческих ситуаций.

Типы управленческих ситуаций: «Барьер», «Трамплин»

 Выявление последовательности, объема и содержательного разнообразия информационных процессов, совершаемых в рамках процедур разрешения ситуации.

При выявлении признаков возникающих ситуаций главным элементом должна стать целевая направленность в описании деятельности объекта. Все ситуации связаны, в первую очередь  либо с реализацией ранее установленной цели, либо с формированием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которыеусловно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения.

После выявления признаков ситуации, следующим шагом является ее корректное описание. В этой связи необходимо найти приемлемую для этой цели классификацию информационных потоков.

Первым признаком классификации является разбиение информа-ции по шкалам:

- номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве других сообщений;

- порядковая, дающая представление о доминировании объектов в ряду сообщений;

- количественная, которая устанавливает единицы измерения объектов.

Второй признак  - логическое содержание сообщений об объектах, их свойствах и отношениях.

Третий признак – отношений информационных потоков к целевой функции хозяйственной системы.

Четвертый признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. По этому признаку выделяют внутренние и внешние сообщения.

Пятый признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На его основе все сообщения относятся к следующим видам процедур: эврестическим, расчетным, моделиро-вания; параметрам: времени, субъектам и объектам управления; типу преобразований: агрегирование, фильтрование и др.

Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем относительно времени событий, цикла управления и периодичности поступления сообщений.

Приведенная классификация позволяет описать как формальные, так и содержательные характеристики управленческих ситуаций (УС).

Для полного раскрытия содержания и определения класса ситуаций возникает необходимость их моделирования. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и выбирать пути разрешения ситуаций.

Учитывая иерархическую природу возникновения и развития ситуаций в целях адекватного отображения функционированияорганизации необходимо формирование набора иерархических связных моделей УС. При этом можно использовать три вида стратегии:

- стратегии «Снизу вверх» - моделирование процессов возникнове-ния ситуаций, начиная с нижнего уровня;

- стратегии «Сверху вниз»  - формирование моделей ситуации высшего уровня, а затем их разукрупнение и детализации;

- комбинированная стратегия – создание моделей как сверху, так и снизу. Она требует особого внимания к понятийному единству и совместимости моделей всех уровней иерархии.

Для выбора адекватной стратегии моделирования ситуации необходимо четко представлять к какому типу они относятся. Для этого необходимо провести классификацию ситуаций по ряду признаков:

- по отношению к источникам возникновения: ситуации внешней среды, ситуации внутренней среды и ситуации взаимодействия микросреды и внешнего окружения;

- по причине появления: ситуации, связанные с сохранением нормального функционирования объекта; с появлением новой цели; возникновением случайных обстоятельств; ситуации, связанные с искусственно создаваемыми трудностями (например конкурентами);

- по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические;

- по масштабу: общественные, подсистемные и элементные;

- по сложности: простые и сложные;

- по степени структуризации: структурированные и трудно поддающиеся анализу;

- по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

- по оценке субъекта управления: удовлетворительные и проблемные.

Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения же-лаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.

Таким образом, проблемная ситуация выступает с одной стороны как совокупность целей субъекта, а с другой стороны – как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации необходимо решить возникшие проблемы.