17. Характеристики и типы управленческих ситуаций.
Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния производственной организации и ее звеньев, которое с точки зрения субъекта управления может быть удовлетворительным или неудовлетворительным. В последнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.
Характеристики ситуаций.
Классифицируя управленческие ситуации, целесообразно исходить, прежде
всего, из причин их возникновения, так как возникновение ситуаций
обусловлено либо изменениями во внешней среде, либо изменениями в процессе
реализации целей организации.
Целевая направленность в описании деятельности производственной
организации и ее внешней среды должна быть главной при выявлении признаков
возникающих ситуаций. Все ситуации связаны в первую очередь либо с
реализацией ранее установленной цели (выполнение производственной
программы, реконструкция, повышение квалификации кадров и пр.), либо с
формированием новых целей (процесс развития системы).
Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют
адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные
этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения. Типичным
примером ситуаций, возникающих в переходных процессах, является изменение
отдельных свойств продукции.
Проблема описания ситуаций.
Следующий шаг – корректное описание ситуаций. В этой связи необходимой
найти или разработать приемлемую для этой цели классификацию информационных
потоков.
Первым признаком классификации является разбиение информации по
шкалам: номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве
других сообщений; порядковая, дающая представление о доминировании объектов
в ряду сообщений; количественная, которая устанавливает единицы измерения
объекта. Второй признак классификации – логическое содержание сообщений об
объектах, их свойствах и отношениях. Третий признак – отношение
информационных потоков к целевой функции хозяйственной системы. Четвертый
признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. На
основе этого признака выделяют внешние и внутренние сообщения. Пятый
признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На
его основе все сообщения относятся к видам процедур (эвристическим,
расчетным, моделирования), параметрам (времени, субъектам и объектам
управления), типу преобразований (агрегирование, фильтрование и т.п.).
Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем
относительно времени события, цикла управления и периодичности поступления
сообщений.
Приведенная классификация позволяет описать как формальные, так и
содержательные характеристики управленческих ситуаций.
Типы управленческих ситуаций: «Барьер», «Трамплин»
Выявление последовательности, объема и содержательного разнообразия информационных процессов, совершаемых в рамках процедур разрешения ситуации.
При выявлении признаков возникающих ситуаций главным элементом должна стать целевая направленность в описании деятельности объекта. Все ситуации связаны, в первую очередь либо с реализацией ранее установленной цели, либо с формированием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которыеусловно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения.
После выявления признаков ситуации, следующим шагом является ее корректное описание. В этой связи необходимо найти приемлемую для этой цели классификацию информационных потоков.
Первым признаком классификации является разбиение информа-ции по шкалам:
- номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве других сообщений;
- порядковая, дающая представление о доминировании объектов в ряду сообщений;
- количественная, которая устанавливает единицы измерения объектов.
Второй признак - логическое содержание сообщений об объектах, их свойствах и отношениях.
Третий признак – отношений информационных потоков к целевой функции хозяйственной системы.
Четвертый признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. По этому признаку выделяют внутренние и внешние сообщения.
Пятый признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На его основе все сообщения относятся к следующим видам процедур: эврестическим, расчетным, моделиро-вания; параметрам: времени, субъектам и объектам управления; типу преобразований: агрегирование, фильтрование и др.
Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем относительно времени событий, цикла управления и периодичности поступления сообщений.
Приведенная классификация позволяет описать как формальные, так и содержательные характеристики управленческих ситуаций (УС).
Для полного раскрытия содержания и определения класса ситуаций возникает необходимость их моделирования. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и выбирать пути разрешения ситуаций.
Учитывая иерархическую природу возникновения и развития ситуаций в целях адекватного отображения функционированияорганизации необходимо формирование набора иерархических связных моделей УС. При этом можно использовать три вида стратегии:
- стратегии «Снизу вверх» - моделирование процессов возникнове-ния ситуаций, начиная с нижнего уровня;
- стратегии «Сверху вниз» - формирование моделей ситуации высшего уровня, а затем их разукрупнение и детализации;
- комбинированная стратегия – создание моделей как сверху, так и снизу. Она требует особого внимания к понятийному единству и совместимости моделей всех уровней иерархии.
Для выбора адекватной стратегии моделирования ситуации необходимо четко представлять к какому типу они относятся. Для этого необходимо провести классификацию ситуаций по ряду признаков:
- по отношению к источникам возникновения: ситуации внешней среды, ситуации внутренней среды и ситуации взаимодействия микросреды и внешнего окружения;
- по причине появления: ситуации, связанные с сохранением нормального функционирования объекта; с появлением новой цели; возникновением случайных обстоятельств; ситуации, связанные с искусственно создаваемыми трудностями (например конкурентами);
- по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические;
- по масштабу: общественные, подсистемные и элементные;
- по сложности: простые и сложные;
- по степени структуризации: структурированные и трудно поддающиеся анализу;
- по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- по оценке субъекта управления: удовлетворительные и проблемные.
Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения же-лаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.
Таким образом, проблемная ситуация выступает с одной стороны как совокупность целей субъекта, а с другой стороны – как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации необходимо решить возникшие проблемы.
- Линейная структура управления предприятием.
- Функции, права и обязанности генерального директора.
- Общие функции менеджмента и их взаимосвязь с управленческим процессом.
- 4 Роль и место финансового менеджера на предприятии инвестиционно-строительной сферы.
- 5. Теория административного управления и ее значение для развития менеджмента организации
- Этика и социальная ответственность менеджера.
- 9. Цели и факторы развития организации.
- 10 Самомаркетинг на рынке труда: понятие, цель, основные методы.
- 11.Характеристика процесса управления, его структура и взаимосвязь этапов.
- 12.Навыки вербального общения и их использование при трудоустройстве
- 13.Общая характеристика методов управления
- 14. Сущность и содержание персонального менеджмента
- 15. Организационная структура управления: предпосылки формирования и основные характеристики.
- 16.Тайм-менеджмент и его роль в карьере современного менеджера.
- 17. Характеристики и типы управленческих ситуаций.
- 18. Тестирование при приеме на работу: цель и виды
- 19.Декомпозиционная структура системы управления.
- 20 Трудовой договор: цель заключения, основные положения
- 21. Основные разновидности менеджмента и их взаимосвязь с основами управления
- 22. Понятие лидерства и его влияние на успешность деятельности персонала предприятия.
- 23. Характеристика стратегического, тактического и оперативного управления
- 24.Функции и задачи менеджмента, методы руководства
- 25.Эффективность управления: сущность, содержание, методы определения.
- 26.Сущность и содержание стресс-менеджмента.
- 27. Функция контроля и ее роль в процессе управления.
- 28 Этапы развития менеджмента.
- 29. Основы менеджмента, связь теории менеджмента с другими областями знаний.
- 30. Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования
- 31. Сущность и содержание современного менеджмента.
- 32. Функция координации и ее роль в процессе управления
- 33. Объект и предмет управления, их взаимосвязь
- 35 Функция планирования и ее роль в процессе управления.
- 36. Стресс-менеджмент – понятие, основные методы.
- 37. Техническая подсистема производства и управления
- 38. Функция организация и ее роль в процессе управления.
- 40. Понятие цели управления и основы ее определения. Иерархия целей.
- 41. Event-менеджмент – понятие, основные методы.
- 42. Технологическая подсистема производства и управления
- 43. Организационная подсистема производства и управления.
- 44. Задачи профессионального роста для финансового менеджера предприятия инвестиционно - строительной сферы
- 45. Стратегический менеджмент: понятие, основные компоненты.
- 46. Основные типы стратегий развития организации.
- 47. Эффективные техники запоминания информации.
- 48. Социальная подсистема производства и управления.
- 49. Основные методы принятия решений.
- 50. Сущность и свойства управленческого решения, процесс его формирования.
- 51. Информационные характеристики процесса управления.
- 52. Организационно-распорядительные методы управления.
- 53. Основные типы связей в системе управления, их влияние на эффективность.
- 54. Понятие «эффективность управления»: критерии, факторы, показатели, подходы к оценке эффективности.
- 55. Характеристика современного менеджера и предъявляемые к нему требования.
- 56. Понятие организации. Формальная и неформальная организация. Процесс формирования организационных структур.
- 57. Характер и содержание управленческого труда.
- 58.Теория научного управления. Сущность и основные этапы эволюции управленческой мысли.
- Деловая культура: типы реализации в организации
- Объективные предпосылки и закономерности возникновения научного менеджмента.