57. Характер и содержание управленческого труда.
Характер и содержание управленческого труда.
Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые - здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Параметры управленческого труда:
цель
создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации;
предмет - люди и их трудовая деятельность, информация;
средства - средства организационной и вычислительной техники, ЭВМ, информация как средство связи;
характеристика - умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические операции, косвенно производительный труд, работа с людьми, многообразие решаемых задач, творческий характер;
продукт - управляющее воздействие в форме управленческого решения.
Наиболее характерными операциями управленческого труда, встречающимися, прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений, являются:
Постановка задачи,
Поиск информации вручную и с использованием компьютеров,
Анализ информации,
Группировка информации,
Простейшие "ручные" расчеты и расчеты с использованием компьютера,
Подготовка решения,
Принятие индивидуальных решений и принятие коллегиальных решений,
Оформление документации, составление писем, заключений.
Управленческий труд имеет свои особенности:
носит в основном информационный, аналитический и умственный характер;
участвует в создании материальных благ не прямо, а последовательно через группы других лиц;
в качестве предмета управленческого труда выступает информация и люди, участвующие в управленческом процессе;
результатом труда являются управленческие решения;
средствами труда служит организационная и вычислительная техника.
Необходимость и содержание организации управленческого труда Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства, основой обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Область знаний, изучающую организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств и позволяющую наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей, называют персональным менеджментом [13, c.379]. Научную основу персонального менеджмента составляет вся сумма знаний об организации личного труда, накопленная в практике управленческой деятельности и представленная в виде принципов, способов, методов организации трудовой деятельности персонала управления. Персональный менеджмент как наука выявляет факторы и условия эффективной работы руководителя, специалистов и других служащих. На этой базе разрабатывается теория, содержанием которой являются принципы, формы и методы рациональной деятельности людей в процессе управления.
Однако следует помнить, что труд руководителя, специалиста не только объективно обусловлен, он носит инициативный, творческий характер. В этой связи можно говорить о том, что, с одной стороны, организация их работы подчинена определенным закономерностям, принципам, правилам, а с другой -эти правила сами требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации. Соответствующие принципы и правила служат здесь лишь исходным пунктом для работы руководителя, специалиста над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и умений, методов организации своего труда.
Исходя из принятого определения, персональный менеджмент включает научно обоснованное решение следующих взаимосвязанных вопросов:
организация труда в аппарате управления (разделение труда, регламентация труда по содержанию, регламентация труда по времени), выбор систем и методов работы;
специфические проблемы организации личного труда (планирование и распределение рабочего времени, управление потоком посетителей, индивидуальный рабочий стиль, рациональное ведение корреспонденции и т.д.);
организация и оснащение рабочих мест;
организация использования средств вычислительной и оргтехники [12, с.380].
В содержании организации труда, исходя из особенностей решаемых задач, выделяют ряд элементов.
Основные из них:
разделение и кооперация труда, предполагающие научно обоснованное распределение работников по объединенным в определенную систему трудовым функциям, машинам, механизмам и рабочим местам, а также в соответствующую группировку и комбинирование работников в производственные коллективы;
нормирование труда, предполагающее тщательный расчет норм затрат труда на производство продукции и услуг как основу для организации труда и определения эффективности производства;
организация и обслуживание рабочих мест, охватывающая их рациональную планировку и оснащение, эффективную систему обслуживания рабочих мест, аттестацию и рационализацию рабочих мест;
организация подбора персонала и его развитие, включающие в себя: планирование персонала, профориентацию и профотбор, найм персонала, разработку концепции развития персонала и ее реализацию (квалификационный рост, планирование карьеры и т. п.);
улучшение условий труда, предусматривающее устранение вредности производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в производственную среду, формирование системы охраны и безопасности труда;
эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха;
рационализация трудовых процессов, внедрение оптимальных приемов и методов труда, включающие в себя изучение трудовых процессов с применением различных способов и технических средств, отбор наиболее рациональных приемов и методов труда, их совершенствование и внедрение путем организации производственного инструктажа, обучения; расширение и обновление научно-технической информации;
укрепление дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и трудовой дисциплины, формирование чувства ответственности, развитие творческой инициативы и других форм активного участия работников в жизни предприятий, организаций [10, с.65].
Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями [15, c.37]. Кроме того, должны быть обеспечены экономичность, оперативность и надежность управления. Управленческий труд является специфической разновидностью умственного труда, прямо не участвующего в создании материально-вещественных ценностей. Но через организацию труда непосредственных исполнителей управленческий труд воздействует на предметы труда, тем самым прямо и непосредственно влияя на результаты производства.
Эффективность труда управления зависит от целого ряда организационных, экономических и психологических условий. Это может быть прямой эффект, если результатом является сокращение численности или величины затрат на содержание административно-управленческого аппарата, или косвенный эффект, если результатом являются конечные результаты производства. В основе рациональной организации управленческого труда лежат следующие принципы:
принцип комплексности предполагает, что организация управленческого труда осуществляется не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а все коллектива;
принцип регламентации предполагает установление, и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления;
принцип специализации заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций и работ с возложением на них полной ответственности за конечные результаты их деятельности;
принцип экономичности состоит в достижении наилучших результатов при наименьших затратах времени и средств;
принцип научности заключается в совершенствовании организации управленческого труда на научной основе [7, c.372].
В сфере управленческой деятельности используется три вида нормирования:
Нормы выработки устанавливают определенные объемы работ за определенное время. Они используются при нормировании труда технических исполнителей.
Нормы обслуживания определяют количество технических средств управления, обслуживаемое одним работником в системе управления. Применяются при нормировании труда инженерно-технических работников.
Нормы управляемости определяют количество работников, подчиненных непосредственно одному руководителю на определенном уровне управления.
Перечень представленных вопросов определяет состав задач и направлений работы в этой области. Организация процессов труда персонала управления заключается в проектировании и внедрении рациональных систем и методов выполнения, возложенных на него функций с учетом применения необходимых технических средств управленческий труд режим дисциплина.
- Линейная структура управления предприятием.
- Функции, права и обязанности генерального директора.
- Общие функции менеджмента и их взаимосвязь с управленческим процессом.
- 4 Роль и место финансового менеджера на предприятии инвестиционно-строительной сферы.
- 5. Теория административного управления и ее значение для развития менеджмента организации
- Этика и социальная ответственность менеджера.
- 9. Цели и факторы развития организации.
- 10 Самомаркетинг на рынке труда: понятие, цель, основные методы.
- 11.Характеристика процесса управления, его структура и взаимосвязь этапов.
- 12.Навыки вербального общения и их использование при трудоустройстве
- 13.Общая характеристика методов управления
- 14. Сущность и содержание персонального менеджмента
- 15. Организационная структура управления: предпосылки формирования и основные характеристики.
- 16.Тайм-менеджмент и его роль в карьере современного менеджера.
- 17. Характеристики и типы управленческих ситуаций.
- 18. Тестирование при приеме на работу: цель и виды
- 19.Декомпозиционная структура системы управления.
- 20 Трудовой договор: цель заключения, основные положения
- 21. Основные разновидности менеджмента и их взаимосвязь с основами управления
- 22. Понятие лидерства и его влияние на успешность деятельности персонала предприятия.
- 23. Характеристика стратегического, тактического и оперативного управления
- 24.Функции и задачи менеджмента, методы руководства
- 25.Эффективность управления: сущность, содержание, методы определения.
- 26.Сущность и содержание стресс-менеджмента.
- 27. Функция контроля и ее роль в процессе управления.
- 28 Этапы развития менеджмента.
- 29. Основы менеджмента, связь теории менеджмента с другими областями знаний.
- 30. Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования
- 31. Сущность и содержание современного менеджмента.
- 32. Функция координации и ее роль в процессе управления
- 33. Объект и предмет управления, их взаимосвязь
- 35 Функция планирования и ее роль в процессе управления.
- 36. Стресс-менеджмент – понятие, основные методы.
- 37. Техническая подсистема производства и управления
- 38. Функция организация и ее роль в процессе управления.
- 40. Понятие цели управления и основы ее определения. Иерархия целей.
- 41. Event-менеджмент – понятие, основные методы.
- 42. Технологическая подсистема производства и управления
- 43. Организационная подсистема производства и управления.
- 44. Задачи профессионального роста для финансового менеджера предприятия инвестиционно - строительной сферы
- 45. Стратегический менеджмент: понятие, основные компоненты.
- 46. Основные типы стратегий развития организации.
- 47. Эффективные техники запоминания информации.
- 48. Социальная подсистема производства и управления.
- 49. Основные методы принятия решений.
- 50. Сущность и свойства управленческого решения, процесс его формирования.
- 51. Информационные характеристики процесса управления.
- 52. Организационно-распорядительные методы управления.
- 53. Основные типы связей в системе управления, их влияние на эффективность.
- 54. Понятие «эффективность управления»: критерии, факторы, показатели, подходы к оценке эффективности.
- 55. Характеристика современного менеджера и предъявляемые к нему требования.
- 56. Понятие организации. Формальная и неформальная организация. Процесс формирования организационных структур.
- 57. Характер и содержание управленческого труда.
- 58.Теория научного управления. Сущность и основные этапы эволюции управленческой мысли.
- Деловая культура: типы реализации в организации
- Объективные предпосылки и закономерности возникновения научного менеджмента.