Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
ИННОВАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Воронеж 2007
ГОУ ВПО «Воронежский государственный
технический университет»
Ю.П. Анисимов Е.В. Солнцева
ИННОВАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
Воронеж 2007
УДК 338.24.0012
Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 208 с.
В пособии излагаются основные положения инновационного менеджмента, особенности малого инновационного предпринимательства, функции и модели инновационного менеджмента, принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции. На примере отечественных и зарубежных предприятий описаны стратегии инновационной деятельности, приведены методы оценки эффективности инновационных проектов, дана классификация организационных форм инновационной деятельности.
Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 080500 «Менеджмент (производственный)», 080100 «Экономика», специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии», дисциплине «Инновационный менеджмент».
Табл. 8. Ил. 20. Библиогр.: 25 назв.
Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец
Рецензенты: кафедра менеджмента Института менеджмента, маркетинга и финансов (д-р экон. наук, доц. В.И. Алешникова);
канд. экон. наук, ст. преп. Ю.В. Качина
© Анисимов Ю.П., Солнцева Е.В.,
2007
© Оформление. ГОУ ВПО
«Воронежский государственный
технический университет», 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………... | 6 |
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…… |
7 |
1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание………………………………….. |
7 |
1.2. Нововведение – как объект инновационного менеджмента…………………………………………………… |
13 |
1.3. Функции инновационного менеджмента……………… | 19 |
1.4. Модели инновационного менеджмента……………….. | 23 |
1.5. Жизненный цикл нововведений……………………….. | 26 |
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ……………………………………………….. |
30 |
2.1. Государственное управление инновационными процессами…………………………………………………….. |
30 |
2.2. Особенности управления инновационными процессами в регионе…………………………………………. |
35 |
2.3. Управление нововведениями на предприятии……….. | 40 |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... |
44 |
3.1. Формы организации инновационной деятельности….. | 44 |
3.2. Структура инновационных организаций………….….. | 50 |
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ………………… |
60 |
4.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции………………………………………........................ |
60 |
4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции…………………………………… |
64 |
4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий…………………………………………………………. |
72 |
4.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий………………………. |
77 |
5. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………………………… |
82 |
5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность…………………………………………………… |
82 |
5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта………………………………………… |
88 |
5.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции ………………………………….................... |
93 |
5.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий…………………………………………………………. |
95 |
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА | 99 |
6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления маркетинговой стратегии в инновационной деятельности… |
99 |
6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга……………………………… |
103 |
6.3. Стратегический инновационный маркетинг………….. | 108 |
6.4. Тактический инновационный маркетинг……………... | 112 |
7. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………. |
116 |
7.1. Методы планирования инноваций…………………….. | 116 |
7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте…... | 121 |
7.3. Инновационные игры: сущность и особенности применения…………………………………………………….. |
126 |
8. ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………... |
133 |
8.1. Формы и методы инвестирования инноваций………... | 133 |
8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности…………………………………………………… |
139 |
8.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности…………………………………………………… |
142 |
8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды…………………………………………………………….. |
145 |
9. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………… |
152 |
9.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью……………………………….. |
152 |
9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке…………………………………………………………… |
155 |
9.3. Виды стратегий инновационной деятельности………. | 159 |
9.4. Опыт применения инновационных стратегий………... | 164
|
10. МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО………………………………… |
167 |
10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной сфере…………………………………………. |
167 |
10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства ………………………………………… |
169 |
10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности………………………………… |
172 |
11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………… |
179 |
11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура……………………………………………………….. |
179 |
11.2. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов……………………………………... |
182 |
11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов………………………………………………………... |
185 |
11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности... |
191 |
Заключение……………………………………………………. | 196 |
Список терминов и определений……………………………... | 197 |
Приложения……………………………………………………. | 202 |
Библиографический список…………………………………... | 207 |
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне и имеет органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию стратегического менеджмента.
Он изучает ряд особых законов и требований управления современными корпорациями и развития предпринимательства. Вместе с тем поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей во многом зависит от принципов и институтов государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов. Инновационный менеджмент - менеджмент системный. Всегда ощущается недостаток горизонтальных связей между отраслями научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций является передовым краем современной науки управления. Инновационный менеджмент изучает экономические, организационные, управленческие, социально-психологические и правовые факторы, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы организации этих процессов на предприятиях.
Учебное пособие содержит теоретические положения, описание методов, моделей и рекомендаций по практическому использованию элементов инновационного менеджмента на предприятиях.
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14