13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
Выручка от реализации продукции — это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Выручка служит основным показателем результативности работы предприятия.
От своевременности поступления выручки зависят финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками предприятия.
За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потерю прибыли, но и перебои в работе и остановку производства.
Разделяют выручку, которая формируется в бухгалтерском учете, и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти два понятия, как правило, не совпадают по величине и по своему экономическому содержанию.
В бухгалтерском учете выручка всегда устанавливается по отгрузке продукции и по предъявлению покупателю расчетных документов.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения рассчитывают одним из следующих методов:
1) методом начисления — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
2) кассовым методом — по поступлению денежных средств на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению денежных средств в кассу предприятия.
Организация имеет право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.
Если поступление выручки на счет предприятия означает завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой начало нового кругооборота, а также стадию распределительного процесса. На этой стадии формируется доходная база бюджета государства различных уровней, тем самым обеспечивая общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
Выручка используется в первую очередь для оплаты счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих и т.п. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход, из которого в первую очередь возмещаются средства, израсходованные на оплату труда. Оставшиеся после этого средства составляют чистых доход предприятия, направляемый на уплату налогов, относимых на финансовый результат деятельности и формирование прибыли.
В практике расчет выручки от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, которые могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, которую предприятие способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.
Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия, позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.
К основным методам планирования выручки относят:
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.
Расчетный метод. Плановая величина выручки от реализации определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода, а также из величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде.
Выручка от реализации продукции рассчитывается и планируется в свободных отпускных ценах предприятия. Затраты же на производство учитываются в бухгалтерском учете по производственной себестоимости. На основе данных бухгалтерского учета рассчитываются переходящие остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода по производственной себестоимости. Поэтому возникает необходимость производить перерасчет стоимости этих остатков из производственной себестоимости в цены реализации. Все элементы должны быть в ценах реализации, поэтому применяется коэффициент пересчета реализованной продукции из производственной себестоимости в отпускные цены.
- 1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента в организации. Основные принципы его организации.
- 2. Основные современные теоретические концепции финансового менеджмента и их применение в принятии финансовых решений.
- 3. Финансовая политика организаций в современных условиях.
- 4. Экономическая сущность и классификация капитала организации, стоимость капитала
- 5. Стоимость капитала и принципы ее оценки. Европейская и американская модели финансового рычага
- 6. Основные финансовые показатели деятельности организации, их оценка
- 7. Формы и способы привлечения капитала. Оптимизация структуры источников формирования капитала организации.
- 8. Инвестиции, инвестиционная деятельность организации.
- 9. Состав и структура денежного оборота организации. Виды денежных потоков и методы анализа и управления.
- 10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.
- 11. Источники формирования оборотных активов организации и методы управления ими.
- 12. Классификация ценных бумаг и методика расчета их доходности.
- 13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
- 14.Методы планирования и прогнозирования денежных потоков предприятий.
- 15. Способы привлечения предприятиями средств с финансового рынка.
- 16. Организация контрольно-аналитической работы на предприятии и оценка ее эффективности
- 17. Источники финансирования инвестиций в основной капитал и их планирование.
- 18. Теория дивидендов и виды дивидендной политики. Порядок и формы выплаты дивидендов в рф.
- 19. Отечественные и зарубежные модели планирования и прогнозирования финансового состояния организации
- 20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.
- 21. Оборотный капитал, его состав и структура. Методы управления оборотным капиталом организации
- 22. Финансовые риски организации: способы оценки и методы управления ими.
- 23. Состав и структура издержек организации. Планирование издержек в соответствии с законодательством.
- 24. Финансовые ресурсы организаций: их характеристика и структура, источники формирования.
- 25. Распределение и использование прибыли организации, методы максимизации чистой прибыли.
- 26. Собственные источники финансирования инвестиций в организациях. Амортизационная политика.
- 27. Инвестиционный проект: его сущность, основные характеристики и методы финансовой оценки.
- 28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
- 29. Финансовый лизинг и его роль в деятельности предприятий. Лизинговые платежи.
- 30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.
- 31. Финансовая несостоятельность (банкротство): понятие, признаки, виды, процедуры.
- 32. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предусмотренные фз «о несостоятельности (банкротстве)».
- 33. Виды, формы и методы финансового контроля.
- 34. Современная банковская система рф и перспективы ее развития до 2015 г.
- 35. Организационно-правовые формы, функции и принципы деятельности коммерческих банков. Банковские операции и сделки.
- 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.
- 37. Центральный Банк России: его задачи, цели, функции и операции.
- 38. Инкассовая форма безналичных расчетов: сущность и схема документооборота.
- 39. Организация расчетов платежными поручениями и сфера их применения.
- Покупатель
- Поставщик
- Банк поставщика
- 40. Вексель, его обращение и использование в безналичных расчетах.
- 41. Классификация ссуд коммерческих банков. Основные способы их выдачи и погашения.
- 42. Организация кредитования банками потребительских нужд населения.
- 43. Кассовое обслуживание предприятий организаций и организаций банками.
- 44. Экономическая природа и классификация ценных бумаг, порядок их эмиссии и размещения.
- 45. Сущность и виды денежных систем. Характеристика денежной системы России.
- 46. Финансовая система России: структура, тенденции изменения и развития.
- 47. Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.
- 48. Основные направления бюджетной политики рф.
- 49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.
- 50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
- 51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.
- 52. Бюджетный процесс, его сущность и стадии бюджетного планирования.
- 53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.
- 54. Государственный долг; понятие, виды, характеристика и методы управления.
- 55. Экономическое содержание налогов, их классификация и функции.
- 56. Основные принципы налогообложения в рф, права и обязанности налогоплательщиков.
- 57. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Система трансфертов.
- 58. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
- 59. Развитие страхового рынка в России. Основные виды и формы страхования.
- 60. Понятие и классификация имущественного страхования.
- 61. Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике