logo
Вопросы

53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.

Все звенья финансовой системы неразрывно связаны, и чем более развита система, тем более богаче и быстрее происходит взаимодействие.

Способы осуществления взаимосвязей бюджетов, финансов предприятий, страхового рынка и фондов многообразны и не ограничены способами перераспределения ресурсов.

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на нее огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом. Внебюджетные фонды в финансовой системе России были созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Предусмотрена деятельность следующих государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на:

социальное обеспечение по возрасту;

социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации,

добровольных взносов физических и юридических лиц,

других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Взаимосвязь фондов с другими звеньями финансовой системы проявляется в различных аспектах. Во-первых, основой их формирования являются отчисления из ресурсов предприятий. Как правило, такие отчисления относятся на себестоимость продукции (или издержки обращения) и, соответственно, влияют наконечный финансовый результат деятельности конкретного предприятия. В этом смысле для предприятия уплата взносов в фонды схожа с уплатой налогов в бюджеты, в чем заключается первое проявление взаимосвязи между фондами и другими звеньями финансовой системы.

Во-вторых, через фонды, по сути, перераспределяются средства других бюджетов. Представим, что исполнительному органу субъекта (административно-территориальной единицы) А в составе государства В предоставлено право использовать определенные средства для экономического стимулирования промышленности. Эти средства были вложены в уставный капитал крупного местного предприятия, которое ощущает значительную потребность в средствах и готово для их получения "разводнить" свой капитал, т.е. произвести дополнительный выпуск акций и передать их государству. Полученные средства были пущены на развитие производства, увеличение масштабов реализации продукции и найм новых работников. Эти действия повлекли за собой увеличение налоговых платежей, а также платежей во внебюджетные фонды (социальные и экономические). В-третьих, доходы фондов, как правило, подлежат налогообложению.