logo
Вопросы

20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.

Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового планирования по следующим причинам:

1. они представляют данные для расчета и анализа финансовых показателей деятельности фирмы;

2. служат основой для составления финансовых прогнозов.

К основным финансовым документам фирмы относятся:

- баланс, или балансовая таблица;

- отчет о прибылях или убытках;

- отчет о движении наличности.

Баланс фирмы – это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, то есть материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые активно «заняты» в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса – пассивы, они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.

Активы баланса включают две основные части: оборотные средства и основные средства.

Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что они превращаются в наличность в течение года. Основные средства, или фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, то есть служат фирме гораздо более длительное время. Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный капитал фирмы.

Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования – анализа финансовых показателей.

В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия фирмы, отчет о прибылях и убытках показывает динамику ее финансовых операций.

В отчете о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение. Отчет о движении наличности – финансовый документ, получающий все большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса:

1. Какое количество наличности фирма генерировала за истекший год?

2. Каковы источники наличности?

3. Как фирма использовала свою наличность?

Обычно прогноз движения наличности составляется как краткосрочный период, часто на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые, так и последующие фактические показатели.