48. Основные направления бюджетной политики рф.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.
Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.
На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).
Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.
Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.
Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.
Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.
Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.
В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.
Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.
Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.
Пятое. Повышение качества человеческого капитала.
Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.
Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.
- 1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента в организации. Основные принципы его организации.
- 2. Основные современные теоретические концепции финансового менеджмента и их применение в принятии финансовых решений.
- 3. Финансовая политика организаций в современных условиях.
- 4. Экономическая сущность и классификация капитала организации, стоимость капитала
- 5. Стоимость капитала и принципы ее оценки. Европейская и американская модели финансового рычага
- 6. Основные финансовые показатели деятельности организации, их оценка
- 7. Формы и способы привлечения капитала. Оптимизация структуры источников формирования капитала организации.
- 8. Инвестиции, инвестиционная деятельность организации.
- 9. Состав и структура денежного оборота организации. Виды денежных потоков и методы анализа и управления.
- 10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.
- 11. Источники формирования оборотных активов организации и методы управления ими.
- 12. Классификация ценных бумаг и методика расчета их доходности.
- 13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
- 14.Методы планирования и прогнозирования денежных потоков предприятий.
- 15. Способы привлечения предприятиями средств с финансового рынка.
- 16. Организация контрольно-аналитической работы на предприятии и оценка ее эффективности
- 17. Источники финансирования инвестиций в основной капитал и их планирование.
- 18. Теория дивидендов и виды дивидендной политики. Порядок и формы выплаты дивидендов в рф.
- 19. Отечественные и зарубежные модели планирования и прогнозирования финансового состояния организации
- 20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.
- 21. Оборотный капитал, его состав и структура. Методы управления оборотным капиталом организации
- 22. Финансовые риски организации: способы оценки и методы управления ими.
- 23. Состав и структура издержек организации. Планирование издержек в соответствии с законодательством.
- 24. Финансовые ресурсы организаций: их характеристика и структура, источники формирования.
- 25. Распределение и использование прибыли организации, методы максимизации чистой прибыли.
- 26. Собственные источники финансирования инвестиций в организациях. Амортизационная политика.
- 27. Инвестиционный проект: его сущность, основные характеристики и методы финансовой оценки.
- 28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
- 29. Финансовый лизинг и его роль в деятельности предприятий. Лизинговые платежи.
- 30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.
- 31. Финансовая несостоятельность (банкротство): понятие, признаки, виды, процедуры.
- 32. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предусмотренные фз «о несостоятельности (банкротстве)».
- 33. Виды, формы и методы финансового контроля.
- 34. Современная банковская система рф и перспективы ее развития до 2015 г.
- 35. Организационно-правовые формы, функции и принципы деятельности коммерческих банков. Банковские операции и сделки.
- 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.
- 37. Центральный Банк России: его задачи, цели, функции и операции.
- 38. Инкассовая форма безналичных расчетов: сущность и схема документооборота.
- 39. Организация расчетов платежными поручениями и сфера их применения.
- Покупатель
- Поставщик
- Банк поставщика
- 40. Вексель, его обращение и использование в безналичных расчетах.
- 41. Классификация ссуд коммерческих банков. Основные способы их выдачи и погашения.
- 42. Организация кредитования банками потребительских нужд населения.
- 43. Кассовое обслуживание предприятий организаций и организаций банками.
- 44. Экономическая природа и классификация ценных бумаг, порядок их эмиссии и размещения.
- 45. Сущность и виды денежных систем. Характеристика денежной системы России.
- 46. Финансовая система России: структура, тенденции изменения и развития.
- 47. Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.
- 48. Основные направления бюджетной политики рф.
- 49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.
- 50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
- 51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.
- 52. Бюджетный процесс, его сущность и стадии бюджетного планирования.
- 53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.
- 54. Государственный долг; понятие, виды, характеристика и методы управления.
- 55. Экономическое содержание налогов, их классификация и функции.
- 56. Основные принципы налогообложения в рф, права и обязанности налогоплательщиков.
- 57. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Система трансфертов.
- 58. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
- 59. Развитие страхового рынка в России. Основные виды и формы страхования.
- 60. Понятие и классификация имущественного страхования.
- 61. Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике