Бизнес-план предприятия
Успех предприятия может быть обеспечен, если все имеющиеся ресурсы будут направлены на достижение единой цели и использованы с максимальным эффектом. Этому в значительной степени способствует разработка и внедрение бизнес-плана работы предприятия.
Бизнес-план является программой эффективного управления предприятием, направленной на повышение его конкурентоспособности и устойчивого финансового положения.
В бизнес-плане формируются и обосновываются цели предприятия, определяются пути их достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели.
Бизнес-план предприятия представляет собой комплексный план развития организации на определенный период и наряду с отчетными финансовыми документами служит главным документом производственной деятельности.
Бизнес-план разрабатывается для обоснования текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности.
Бизнес-план может быть составлен на период 3-5 лет: на первый (текущий) год с детальным рассмотрением хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупненно на последующий период.
Такой план включает описание предприятия, его потенциальные возможности, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развитии бизнеса. В нем отмечаются возможности рисков, т.е. показывается, что их существование учтено в плане и намечены меры по их снижению.
Составлению бизнес-плана должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепризнанных стандартов.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи предприятия.
определить конкретные направления деятельности предприятия, рынки, и место предприятия на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику;
определить состав и показатели товаров и расходы по их созданию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы и условий мотивации их труда;
оценить финансовое положение фирмы и оценить соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
предусмотреть трудности, которые могут возникнуть и помешать практическому выполнению бизнес-плана.
выступает как средство самоорганизации, основа корпоративного планирования.
В условиях рыночной экономики все предприятия разрабатывают бизнес-планы. Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объема производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование предпринимательства и поиск путей снижения его издержек. Однако, все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции.
Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, систематически работают над бизнес-планом с целью освоения новых видов продукции, перехода на новые поколения изделий.
Если предприятие не имеет достаточных собственных мощностей для осуществления намеченного роста производства, то оно может пойти путем привлечения инвестиций, либо путем поиска партнеров, для чего также необходим бизнес-план.
Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов. Помогает бизнес-план и при поиске инвесторов, кредиторов, а также при принятии решений о расширении предприятий.
Бизнес-план является основным документом для финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий. С его помощью:
вырабатывается стратегия выживания предприятия;
составляется план проведения реорганизационных мероприятий;
организуется управление предприятием в условиях кризиса;
обосновывается необходимость и возможность предоставления предприятию государственной поддержки.
В настоящее время разработка бизнес-плана полезна для всех белорусских предприятий, так как большинство из них испытывают финансовые затруднения, либо осваивают рынки сбыта. А бизнес-план это документ, ориентированный на достижение успеха главным образом в финансово-экономической области. Содержание и структура бизнес-плана предприятия строго не регламентированы, и в отличие от плана производственно-хозяйственной деятельности он может содержать произвольное число разделов, различные содержание, наполнение.
Предприятия самостоятельно определяют структуру и объемы разделов бизнес-плана, но при этом необходимо учитывать следующие основные факторы: особенности применяемой технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степень проработанности тех или иных вопросов и др.
Какова бы ни была структура бизнес-плана, он всегда будет содержать основополагающие разделы, такие как маркетинг, производство, финансы (рис.6).
Аналогично бизнес-плана инвестиционного проекта бизнес-план предприятия может разрабатываться на основе Методических Рекомендаций по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Вместе с тем, ряд министерств и ведомств предусматривают для своих подведомственных организаций собственные Положения, рекомендации.
Так, в республике действуют Отраслевые рекомендации по разработке бизнес-планов организаций Министерства промышленности. Отраслевые рекомендации предназначены для обеспечения методологического и методического единства при разработке краткосрочных (годовых) прогнозов развития для всех организаций системы министерства.
В основу Отраслевых рекомендаций положены концептуальные положения развития Министерства на год с учетом выделения в них целевых параметров экономического роста производства, увязанных с макропоказателями развития народнохозяйственного комплекса страны.
Отраслевые рекомендации включают:
оценку современного состояния организаций с выделением закономерностей и тенденций его развития;
обоснование целей и задач, важнейших направлений экономического развития;
определение внешних и внутренних факторов и условий эффективного развития;
установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития организаций.
Цель составления бизнес-плана, в соответствии с Отраслевыми рекомендациями, заключается в том, чтобы помочь руководству организации сформировать наиболее полную картину положения организации и возможностей ее развития.
Бизнес-план организаций Министерства промышленности должен содержать резюме и разделы основного плана:
характеристика организации и стратегия ее развития;
стратегия маркетинга;
прогнозирование производства продукции;
управление качеством продукции;
производственные мощности;
прогнозирование научно-технического развития;
прогнозирование издержек, снижение затратоемкости и материалоемкости;
трудовой потенциал;
прогнозирование финансово-хозяйственнной деятельности;
реструктуризация;
инвестиционный план;
расчет эффективности бизнес-плана;
определение мер макро- и микроуровнего характера, обеспечивающих достижения целей и задач.
Для оценки эффективности бизнес-плана используют комплексную систему показателей, включающую: основные финансовые показатели работы организации (объем реализованной продукции, себестоимость продукции, прибыль, численность работающих, фонд оплаты труда, основные фонды); качественные показатели, характеризующие эффективность производства за счет интенсивной деятельности предприятия (рентабельность, затраты на 1 руб. реализованной продукции, материалоемкость, фондоотдача, производительность); показатели, характеризующие финансовую силу предприятия, его ликвидность (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, оборачиваемость капитала, коэффициент восстановления платежеспособности).
Бизнес-планы организаций Министерства промышленности Республики Беларусь подлежат экспертизе и оценке в его отраслевых и функциональных управлениях.
При наличии замечаний, выявленных в процессе проведения экспертизы и рассмотрения бизнес-плана, документ возвращается на доработку и повторное представление.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.